Городская власть – самая близкая к населению; однако, когда она не выбираема и не подотчётна, то она становится незамечаемой, считает политолог Олег Реут.
Последние выборы мэра Петрозаводска состоялись более пяти лет назад – в сентябре 2013 года. Три с половиной года назад усилиями республиканских властей горожане были лишены права непосредственно выбирать градоначальника.
При всей условности прямой отсылки к Основному закону стоит напомнить, что в Российской Федерации конституционно установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 2 ст. 3); граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32).
Инициируя дискуссию о необходимости возвращения прямых выборов главы Петрозаводского городского округа, стоит начать с того, что развитие идей демократии и плюрализма в противоположность бюрократическому административно-государственному подходу, господствовавшему при советском строе и частично реставрируемому в последние годы, наполняет избирательное право новым содержанием. Несомненно, это влечёт и изменение подходов к пониманию положения избирательного права в российской правовой системе.
Несмотря на то, что основные принципы избирательного права в настоящее время закреплены как Конституцией РФ, федеральным законодательством, так и законодательством регионов, более того, созданы механизмы их осуществления, до настоящего времени реализация избирательных прав граждан, особенно на уровне местного самоуправления сопряжена со значительными трудностями. В ряде случаев, ситуация осложняется бездействием субъектов федерации, несвоевременным созданием (или отсутствием вообще) необходимой правовой базы для осуществления местного самоуправления либо блокированием его развития посредством установления политической и экономической зависимости органов местного самоуправления от органов государственной власти.
Формирование такой зависимости деформирует подлинное народовластие. Вопросы становления муниципальной власти оказываются помещенными в обстоятельства взаимоотношений между теми, кто властью уже обладает. В большинстве российских региональных столиц "выборы" мэра (а точнее сити-менеджера) проходят в формате работы конкурсной комиссии, половину состава которой определяет губернатор, а вторую – городской совет (фактически – самая большая фракция). Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов комиссии.
Такой формат нивелирует сущность местного самоуправления как формы публичной власти. После победы в конкурсе глава городского округа автоматически исключается из системы подотчётности со стороны жителей. Ни он сам, ни члены конкурсной комиссии не имеют каких-либо стимулов для того, чтобы инициировать передачу на муниципальный уровень решения основных вопросов, принципиальных для обеспечения реализации права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, как составной и неотъемлемой части права на осуществление местного самоуправления.
Технократизм, нечувствительность к нуждам и потребностям горожан приводят к тому, что местное самоуправление и местные выборы сами по себе не ощущаются ценностями, они отрываются от местного сообщества, которое есть больше, чем сумма граждан, проживающих на территории муниципального образования.
Понятие "местное сообщество" в федеральном законодательстве отсутствует, но активно используется в научной и публицистической литературе, а также в законодательстве отдельных субъектов Российской Федерации. Формирование же самоуправляемого местного сообщества невозможно без осознания гражданами, проживающими в муниципальном образовании, своей причастности к нему, признанием себя членами некой территориальной корпорации, оказывающим непосредственное влияние на решение корпоративных вопросов. Созданию такой общности людей, принимающих на себя ответственность за дела местные, о чём в идеальном варианте системы местного самоуправления говорится в Конституции, и должен быть предназначен институт муниципальных выборов. То есть, порядок и условия "приобретения членства в местном сообществе" должны быть установлены самими гражданами. Приобретение членства это, естественно, предоставление лицу права избирать (активного избирательного права) и быть избранным (пассивного избирательного права) в органы местного самоуправления.
Нынешний порядок "избрания" главы Петрозаводска комиссией, частично сформированной представительным органом местного самоуправления, имеет в своей основе элемент мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства. Но никаких гарантий объективности и непредвзятости такого "выбора" не существует, так как он не производится непосредственно населением.
Городская власть – самая близкая к населению. Однако, когда она не выбираема и не подотчётна, то она становится незамечаемой. Местное сообщество не самоуправляется, а граждане, проживающие в муниципальном образовании, не ощущают и не осознают своей причастности к нему. При возникновении проблем, носящих местный характер, они автоматически обращаются к региональной, а иногда и сразу к федеральной власти, которая "вопросы не решает", а перенаправляет их вниз. К всеобщему недовольству.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание