Какие жилищно-коммунальные проблемы регионов обещают решить с помощью нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни».
С 2025 года в России запускают новый национальный проект «Инфраструктура для жизни». Он состоит из 12 ранее действовавших проектов и программ, связанных со сферами дорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения безопасности дорожного движения, развития транспортной системы. По словам заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина, презентовавшего масштабный и комплексный нацпроект на «правительственном часе» в Совете Федерации, при обновлении жилищного фонда планируется обновить всю инфраструктуру. Разбираемся с основными планами правительства.
Вице-премьер считает, что ключевымэлементом стратегии является строительство жилья. Цель - обеспечение населения жильем общей площадью не менее 33 квадратных метров на человека к 2030 году и не менее 38 квадратных метров к 2036 году. Тогда наша страна приблизится к европейскому уровню. А сейчас, по итогам реализации нацпроекта«Жилье и городская среда», обеспеченность жильем россиян составляет лишь 29,5 квадратного метра.
«Для того, чтобы достигнуть этих показателей, мы должны построить до 2030 года еще 624 млн квадратных метров жилья. Это означает, что мы ежегодно должны строить не менее 100 млн. В прошлом году у нас был ввод 110 млн, в 2024 году – тоже где-то 105–107. Следующий год – еще более 100. А вот дальше, чтобы в 2026–2027 годы продолжать держать планку не ниже сотни миллионов, нам, конечно, нужно принять целый ряд неординарных и непростых решений», - сказал Марат Хуснуллин.
За ближайшие пять лет в рамках нацпроекта должны возвести также 124 млн квадратных метров нежилой недвижимости, включая детские сады и школы, и создать большие мощности по обеспечению инженерной инфраструктурой (водоснабжение, теплоснабжение и электроснабжение).
Карелия, как и многие регионы, ждет запуска новой программы по расселению аварийного жилья. Она уже разработана, но, как признался заместитель председателя правительства РФ, недостаточно обеспечена деньгами.Программа стоит более триллиона рублей,а на ее реализацию в бюджете пока предусмотрено только 330 млрд.
«Как только мы объявляли о новой программе, количество аварийного жилья резко вырастало. То есть руководители субъектов думали: "Новые деньги появятся, давайте-ка признаем побыстрее и побольше жилья аварийным".Сейчас мы с этой темой разобрались. Во-первых, не все аварийное жилье, которое усиленно признавали таковым, сегодня является аварийным, часть его можно реконструировать либо капитально отремонтировать. Мы хотим, прежде всего, показатель аварийности утвердить. А следомподходы по расселению аварийного жилья изменим: по софинансированию кто сколько заплатит, какую компенсацию переселенец за свое жилье получит», - рассказал вице-премьер.
Подготовленные Минстроем России новые правила переселения людей из аварийных домов, по словам Хуснуллина, тяжелые. Они не всем нравятся, прежде всего, из-за уровня софинансирования. Но вице-премьер считает, что федеральная доля в программе должна быть минимальной, потому что жилищный фонд – это чисто региональная тема. А в крупных городах должны эффективно использовать механизм комплексного развития территорий, перекладывая часть нагрузки на потенциальных инвесторов.
«Считаем, что мы как минимум должны не увеличить объем аварийного жилья, как максимум – этот объем сокращать. Вот такая задача поставлена. Под имеющиеся деньги выстроили все наши планы. До конца года должны заключить с регионами соглашения о реализации новой программы», - уточнил Марат Хуснуллин.
В правительстве понимают, что после сокращения льготного ипотечного кредитования и беспрецедентного роста ключевой ставки Банка России застройщики не справятся с задачами нацпроекта. Заместитель председателя правительства РФ заявил, что готовится целый ряд решений по упрощению и продлению антикризисных мер, которые принимали, начиная с пандемии.
«Мы разрабатываем альтернативные механизмы финансирования. Например, я буду точно выходить с предложением в Госдуму и Совет Федерации ввести законодательно право на рассрочку от застройщика. Сегодня у нас застройщик, например, дает рассрочку, но, если ему не платят, он человека выселить из квартиры не может. Поэтому в рассрочку квартиры не предоставляют. То есть, допустим, банки выдают ипотеку, и, если люди им не платят, они могут забрать квартиру, а за рассрочку застройщик это сделать не может. Сегодня будет большое количество непроданных квартир– так пусть в рассрочку дают. И людям будет лучше, и экономике», - считает Марат Хуснуллин.
В качестве альтернативы финансирования вице-премьер предложил также развивать ссудно-сберегательные кассы. А вот с кооперативами Хуснуллин призвал навести порядок.
«Сама форма кооперативов есть, но, когда жители собрались, наняли непрофессионального застройщика, тот потом деньги собрал, а в конце получились обманутые кооперативщики –это нехорошая практика. Поэтому я считаю, что надо законодательно ее докрутить», - уверен вице-премьер.
Населенные пункты, попавшие в перечень опорных в регионах, будут получать дополнительные средства по нацпроектам. На сегодняшний день утвержден список из 2155 городов и агломераций, которые предложили главы субъектов.
В него вошли стратегически важные административные центры регионов, наукограды, города, где реализуются крупные инвестпроекты, способствующие укреплению технологического суверенитета страны, населенные пункты в составе новых регионов и др.
В рамках нацпроекта поставлена задача создать мастер-планы для 200 населенных пунктов. Это будет единый документ, который содержит элементы территориального планирования и градостроительного зонирования. Он позволит связать сценарии социально-экономического развития города, поселения с конкретной территорией, а также исключить избыточные процедуры в реализации инвестиционных проектов.
Сенатор Игорь Зубарев напомнил, что в Карелии разработан мастер-план по развитию Кемско-Беломорской агломерации до 2035 года. От жителей республики поступили предложения по совершенствованию городской среды, транспорта и логистики, экологии, образования, здравоохранения, спорта и культуры, жилья, ЖКХ и туризма, сервиса и занятости. В агломерации запланированы инвестиционные проекты по освоению месторождений строительного камня для производства щебня, в сфере туризма и новых производств. Но, как выяснялось на «правительственном часе» в Совфеде,мастер-план по развитию арктических территорий Карелиии другие до сих пор находятся вне правового поля, поскольку закон о таком документе не принят.
«И в правительстве РФ, и в Совете Федерации считают, что мастер-план должен иметь статус градостроительного документа. Он заменит генеральные планы, которые, как справедливо отметил Марат Хуснуллин, не выполняются в городах и агломерациях. Они имеют очень много ограничений, реализовать их в условиях, когда экономика меняется и нужно очень быстро принимать решения, сложно. Наша задача - создать более благоприятные условия для развития городов и поселков, упростив градостроительную деятельность. Понятие «мастер-план» будет законодательно закреплено», - считает сенатор.
По мнению Марата Хуснуллина, коммунальная инфраструктура – это одна из немногих отраслей, которая сегодня ветшает быстрее, чем в нее успевают вкладываться. С каждым регионом до конца года будет подписан меморандум, где для решения этой ветхой проблемы определят несколько источников финансирования. Это будут прямые деньги на модернизацию коммунальной инфраструктуры и инвестиционные бюджетные кредиты.
«Мы договорились, что инвестиционные бюджетные кредиты, списание задолженности (а это 1 100 млрд на все регионы), возврат денег с ранее полученных инвесткредитов (не менее 50 процентов) должны пойти на модернизацию коммунальной инфраструктуры», - сообщил вице-премьер.
Результатом программы должно стать улучшение к 2030 году для 20 млн россиян качества предоставляемых коммунальных услуг. Для этого будет построено и реконструировано не менее двух тысяч объектовпитьевого водоснабжения и водоподготовки.
Федеральная программа «Развитие общественного транспорта» дает надежду жителям Петрозаводска на транспортную доступность. Ее ключевой результат -85%парка автобусов имеют срок эксплуатации не старше нормативного.
«К решению этого вопроса надо подходить комплексно: это градостроительные решения, это управление общественным транспортом, это нормальная тарифная политика, это реальное управление интеллектуальными транспортными системами», - рассказал о задачах проекта Марат Хуснуллин.
В субъектах будут разрабатываться программы развития общественного транспорта, предусматривающие софинансирование из региональных и местных бюджетов. Правительство РФ обещает льготный лизинги и субсидии.
А ездить новые автобусы и троллейбусы должны по хорошим дорогам. В рамках нацпроекта через пять лет 85 процентов федеральных трасс, 60 процентов региональных дорог и 85 процентов дорог опорных сети должны быть в нормативном состоянии.
«Время сейчас непростое, у нас каких-то иллюзий, ощущений, что все будет легко, нет. Но могу уверенно сказать, что мы предыдущей работой доказали, что мы сможем. Я думаю, что, так же совместно работая, все поставленные задачи выполним. И в конечном итоге в нашем блоке жизнь населения нашей страны действительно улучшится», - подытожил свое выступление в Совфеде Марат Хуснуллин.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко оценила и содержательный доклад вице-премьера и его ответы на вопросы сенаторов. Но попросила не обижать регионы.
«Я не могу, как председатель Совета Федерации, об этом не сказать. Это проблема регионов, это проблема губернаторов, да, вы правы, и по Конституции, и по законодательству. Но если бы губернатор мог, если бы у него были на все это деньги… Там, где неэкономно, там, где неприоритетно, надо воспитывать. А там, где стараются и грамотно работают, надо помогать. Регионы разные, возможности разные, уровень экономического развития разный», - считает Валентина Матвиенко.
Сенатор от Карелии Игорь Зубарев согласился с председателем палаты регионов в том, что многие субъекты не могут вкладываться в проекты по модернизации коммунальной и транспортной инфраструктуры, в программу по расселению аварийного жилья. Оставлять их без федеральной поддержки нельзя.
«Регионы надеются на то, что новый национальный проект «Инфраструктура для жизни» даст им новые возможности. Все заинтересованы в улучшении качества жизни людей, развитии городов и агломераций. Но региональные и местные бюджеты не позволяют решить многие проблемы. Софинансирование должно быть разумным», - уверен Игорь Зубарев.
Наталья Соколова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание