Как в Карелии идет реформирование схемы обращения с отходами и почему никто не знает, во сколько это обойдется?
Новый год в Карелии начался с мусорного скандала. Пока одни жители республики наслаждались каникулами, другие отчаянно боролись с новым подрядчиком, жалуясь в соцсетях на его работу по вывозу мусора. «Точкой кипения» стала Костомукша, где с 1 января Карельский региональный оператор (КЭО) сам приступил к вывозу мусора. Он пришел на смену местному предприятию «МСА», которое 20 лет обслуживало город горняков. КЭО стал частью Группы «ЭкоЛайн», отвечающей за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Московской области и на части территории Москвы и владеющей комплексами по переработке отходов. По сути в наступившем году произошла монополизация мусорного рынка в Карелии, что собственно не является каким-то ноу-хау только нашего региона, в стране регоператоры и создавались для того, чтобы была одна точка ответственности за все вопросы обращения с отходами.
То, чего опасались местные предприятия, занимающиеся вывозом ТКО, произошло в конце прошлого года. Московская компания выиграла конкурсы на погрузку, транспортировку и передачу отходов как в Петрозаводске, так и в районах республики. У небольших карельских фирм не было шансов победить после изменения законодательства с введением дополнительных требований к участникам торгов. Но в Минприроды Карелии считают, что жителям республики переживать по этому поводу не стоит. Только сейчас у региона появилась возможность навести порядок с ТКО, привлечь новые современные технологии учета отходов, уверены в ведомстве.
«Исторически в каждом районе работа по обращению с отходами развивалась по собственным пониманиям и схемам. В Костомукше, в Медвежьегорске, в Пудоже, в Сортавале и других районах ничего не было отрегулировано. И это не только карельская проблема. Сама мусорная тема непростая в принципе. На мой взгляд, главная проблема — в непрозрачности. Какие-то люди куда-то отвозят мусор, и все это очень сложно просчитать, потому что нет технологической цепочки, которая показывает, что куда везется, нет понятной экономики. С одной стороны, Минприроды занимается мусорной реформой, с другой — фиксирует, что в лесах появляются несанкционированные свалки. Это болезненное наследство», — признался «Столице на Онего» министр природных ресурсов и экологии Карелии Андрей Карпилович.
Непростая тема мусорной реформы, которой власти Карелии занимаются с 2017 года, периодически становится одной из самых резонансных в республике. Так было при обсуждении территориальной схемы обращения с отходами, когда реформаторам пришлось отказаться от планов по строительству мусоросжигающего завода возле Кондопоги. Затем власти региона долго объясняли населению преимущества финской технологии Hardferm, позволяющей получить биогаз и биогрунт из отсортированных твердых коммунальных отходов. Именно эту методику отразили в терсхеме, решив построить экотехнопарк в местечке Орзега в Прионежском районе вблизи существующей свалки.
В 2020 году руководство Минприроды Карелии заявило, что мусорная реформа нашла своего инвестора. Компания «МЦЕ Инвест Рус», получившая контроль над региональным оператором, до 2024 года планировала возвести в Орзеге комплекс по обработке ТКО проектной мощностью 190 тыс. тонн в год и современный полигон, куда должны были доставлять мусор со всей республики. Стоимость проекта составила почти 1,5 млрд рублей. Но в конце прошлого года все вновь изменилось. В октябре министерство природных ресурсов и экологии республики утвердило инвестиционную программу «Карельского экологического оператора» на почти 1 млрд рублей. Согласно этому документу, мусороперегрузочные площадки или станции должны быть построены на территории Костомукшского городского округа, Лоухского, Питкярантского, Сегежского, Олонецкого и Медвежьегорского районов, а уже отсортированные отходы доставлены на мусороперерабатывающий завод — его, как известно, собираются строить под Орзегой. Тогда же вместо чешского инвестора появилась Группа «ЭкоЛайн», которая стала соучредителем Карельского экологического оператора. А с 1 января начался очередной виток мусорной реформы. И опять жителей Карелии ждут новые вводные…
«Мы приехали не вредить. Мы пришли не потому, что кто-то этого захотел, а потому что по 44 федеральному закону о госзакупках наши коллеги не могли участвовать в конкурсе. Региональный оператор на республику один, и он работает по 44 закону», — объяснил нынешнюю ситуацию на мусорном рынке в республике Алексей Чувиков, первый заместитель генерального директора Группы «ЭкоЛайна», председатель Совета директоров Карельского экологического оператора.
Почему же Костомукша восприняла нового подрядчика как вредителя? По словам представителей «ЭкоЛайна», компания начала переговоры с местным предприятием «МСА» еще за два месяца до нового года. Руководство костомукшской фирмы не отказывалось вывозить мусор, работая как субподрядчик, но все время готовило дополнительные вопросы. В результате «ЭкоЛайн» за три дня до Нового года поставил в город горняков свою технику с водителями-вахтовиками.
«Я почувствовал, что нас «оттягивают». Поэтому мы заранее пригнали технику, привезли людей. Мы получили с помощью системы слежения Глонасс точки остановок. Почему с Глонасса? В Костомукском городском округе нет реестра мест накопления. Как регоператор я мог сказать: «Нет мест накопления — еду только на те площадки, которые указаны на сайте администрации. А мы приехали в каждый двор уже 1 января. Да, где-то не проехали. В первые дни какие-то точки, возможно, наши водители не находили, приезжали позже графика из-за снегопада, подъемов, поворотов. Но местные жители помогали нашим водителям, подсказывали, как проехать и где встать. Говорят, что наша техника не подходит? Но все города имеют правила постройки, и междворовые проезды тоже строятся по правилам. А пожарные машины как там проезжают? Но регоператор смог встроиться и поехал по нужным маршрутам, у нас опытные водители, которые в самые узкие дворы могут провести даже самую габаритную спецтехнику. Сейчас мы вывели на маршруты маленькие машины, выкупленные у предыдущего подрядчика, и можем себе позволить приезжать за отходами в самые сложные точки», — отметил Алексей Чувиков.
В то время как «ЭкоЛайн» осваивал для себя новый город, против него шла настоящая война в социальных сетях. Когда кто-то в пабликах написал о том, что региональный оператор планирует отказаться от пакетного сбора мусора в пользу контейнерных площадок, Костомукша устроила в соцсетях настоящий бунт. Люди испугались, что лишатся удобной для них системы сбора и вывоза отходов. Ни у кого не возникло вопросов, что у регоператора нет никаких полномочий принимать на своем уровне такие решения. А у министерства природных ресурсов и экологии и у администрации Костомукшского округа не было планов менять существующую систему.
По мнению главы Минприроды Карелии Андрея Карпиловича, здесь во многом сказалась активность некоторых пользователей соцсетей.
«Я это еще по пожарам отметил. Люди в Карелии очень неравнодушные как в положительном, так и в отрицательном плане. Есть группа людей, которой нужно к себе интерес поддерживать. Поэтому пнуть мусорницу и сфотографировать крупным планом ничего не стоит. А где и когда это было, тех, кто этот бардак лайкает, зачастую не интересует. И в Костомукше в соцсетях устроили «мусорный коллапс». А ведь год назад в новогодние праздники там и в других населенных пунктах действительно был бардак. Меня это не устраивало. И это создавали компании, с которыми мы сейчас пытаемся выстроить отношения, встроить их в прозрачную систему обращения с отходами», — сказал министр.
В настоящее время в Костомукше революционные настроения поутихли. Новый подрядчик приобрел у «МСА» машины, берет к себе на работу водителей и диспетчеров костомукшской компании. В свой штат «ЭкоЛайн» готов и принял и сотрудников муниципального предприятия «Автоспецтранс», которое осталось с полигоном, но без ТКО после декабрьских конкурсов. А, например, частная компания «Апрель» сохранила место в мусорном бизнесе на условиях субподряда. Главным условием дальнейшей совместной работы стал переход организаций, выразивших желание продолжить работу в сфере обращения с ТКО, на прозрачный метод учета отходов и онлайн-мониторинг соблюдения графика вывоза через информационную систему АСУ «Управление отходами». С нового года все экипажи мусоровывозящей спецтехники работают со специальными мобильными устройствами, подключенными к этой системе. Все данные из локальных устройств водителей стекаются в единый центр управления, который аккумулирует информацию о времени вывоза и объеме отходов в разрезе каждой контейнерной площадки.
«Наша программа «Большая тройка» позволяет отслеживать каждый мусоровоз. Мы видим, сколько мусора он взял, когда и куда поехал. Водитель делает фото контейнерной площадки до и после уборки. Если он не может проехать из-за запаркованности, или нет дороги, чтобы подъехать к контейнерной площадке, он тоже делает фотографию. Поэтому система позволяет оценить оперативную обстановку на территории и увидеть актуальную картину соблюдения графиков вывоза, а в случае внештатных ситуаций — подключить необходимые ресурсы для их решения. Наши коллеги сразу сообщают о невозможности проезда в ЕДДС города, района. Для оперативного решения подобных ситуаций мусоровозы направлялись на территории вне графика.
Кроме того, с нашей программой интегрирован Глонасс и 1-С. С каждой контейнерной площадкой мы можем работать в режиме онлайн. Открываем площадку и смотрим, сколько отходов было вывезено, сколько там нормативное образование отходов, сколько вывезли крупногабаритных отходов (КГО). Таким образом у Минприроды появился инструмент, чтобы понимать, что происходит в республике с ТКО: их действительное образование, действительное размещение на полигонах, многие из которых в регионе до сих пор не оборудованы весовым контролем. Это и есть прозрачность. И она уже введена везде, где население обсуживает регоператор. В принципе это вся республика», — рассказал председатель Совета директоров Карельского экологического оператора Алексей Чувиков.
По словам представителей «ЭкоЛайна», на сегодняшний день системных сбоев в графике вывоза ТКО в Карелии нет. Бывают единичные случаи, как в Пятом поселке в Петрозаводске, где 15 января остался неубранным контейнер у дома № 6 по переулку Заречный. Экипаж спецтехники, ориентирующийся по адресу домовладения, искал контейнер со стороны Заречного, а он находился с другой стороны дома, ближе к переулку Матросова. Региональный оператор исправил ошибку, организовав здесь вывоз отходов вне графика.
«Сейчас есть проблемы с вывозом крупногабаритных отходов, — признался Алексей Чувиков. — Мы не хотим работать по заявке, хотим вывозить КГО по графику, чтобы люди точно знали, что в определенные дни, к примеру, два раза в неделю или чаще придет ломовоз или машина «Газ» и все уберет».
Карельский региональный оператор создал чат со всеми управляющими компаниями в Петрозаводске. В районах республики хотят открыть территориально обособленные подразделения регоператора. Они будут напрямую взаимодействовать с «управляшками» и местными администрациями. Таким образом водитель мусоровоза, приехав на адрес и увидев, что территория запаркована и до площадки не добраться, сразу сможет бросить в чат просьбу убрать машину.
Нацелен «ЭкоЛайн» и на внедрение в Карелии раздельного сбора отходов. Ориентируясь на свой опыт в Московской области и Москве, для республики выбран принцип двухпоточной системы сбора ТКО. На каждой контейнерной площадке поставят два типа контейнеров. Один из них для вторсырья, второй — для смешанного мусора. Для этого республиканское Минприроды за счет федеральной субсидии закупило более 2,5 тысяч специальных контейнеров желтого и серого цвета. Их планируют начать устанавливать уже весной и именно в тех дворах, где люди сами заинтересованы сортировать мусор.
«Когда вводили «двухпоточку» в Москве, мы запустили проект для жителей. Контейнер ставили только тем, кто ознакомился с правилами сортировки и выразил желание сортировать. Активистам, занимающими сбором подписей, выдавали целый пакет информационных материалов, как разделять отходы. И тогда люди осознанно выбирали раздельный сбор. При мониторинге морфологии отходов мы заметили, что там, где устанавливали сетки по мотивационному проекту, выборка отходов была значительно лучше идеальной. Если в обычной сетке можно было выбрать до 20 процентов вторсырья, то у участников проекта до 60 процентов доходило. Такую же историю мы хотим предложить и в Карелии», — рассказала руководитель службы по связям с общественностью регоператоров Группы «ЭкоЛайн» Мария Штомпиль.
А к концу 2024 года инвестор планирует возвести свой комплекс по переработке отходов (КПО) в местечке Орзега. С его помощью в «ЭкоЛайне» хотят перейти на стопроцентную сортировку мусора с минимумом захоронения отходов.
Осуществятся ли все эти проекты? Министерству природных ресурсов и экологии республики придется очень постараться, чтобы федеральный центр выделил средства на реализацию всех хотелок мусорной реформы. Сейчас ведомство прорабатывает все возможные варианты получения финансов из разных источников и программ. С поддержки главы Карелии Артура Парфенчикова прорабатываются возможности ППК РЭО (публично-правовая компания Российский экологический оператор), отметили в Минприроды.
«Изначально считали, что сможем построить серьезную структуру за миллиард. Сейчас уже точно это не реализовать, поскольку цены изменились. То, что чехи обещали? Где сейчас эти чехи? Но в настоящее время мы понимаем, что и где мы хотим построить. У «ЭкоЛайна» уже возведены современные и высокотехнологичные комплексы по переработке отходов в Московской области. У нас есть аналог, который можем адаптировать под нужды региона. Земельный участок в Орзеге уже отдали в аренду. Да, работа идет сложно, потому что ситуация постоянно меняется. И то, что мы будем корректировать схему вплоть до запуска и после запуска, это факт. Все на живую нитку делается. Через два года у нас поменяется морфология мусора, соответственно, будем по-другому загружать комплекс. Но рассчитываем на то, что все получится», — сказал глава регионального Минприроды Андрей Карпилович.
Без знания морфологии мусора в «ЭкоЛайн» сегодня также не могут точно сказать, какое оборудование компании необходимо будет поставить на КЭО. Соответственно, инвестор не может назвать и стоимость проекта. Но в компании утверждают, что в Карелию они приехали не для того, чтобы деньги зарабатывать.
«Карелия для «ЭкоЛайн» — не про заработок. Карелия для нас — это первый региональный проект, где мы хотим себя показать и понять, как работать в субъекте. А те, кто считает, что мусор — это суперденьги, не правы. Чтобы развиваться, строить, мы берем кредиты. Без этого никак. На тот тариф, который у нас есть, мы нормально развиваться не можем. У КЭО есть долги. И я не боюсь об этом говорить. Но и нам должны. У населения и юридических лиц долги сумасшедшие. Поэтому будем налаживать в республике претензионную работу. Конечно, сейчас начнутся жалобы. Но это коммунальная услуга, за которую нужно платить. Мы не отключаемся, как вывозили мусор, так и будем вывозить, но за чей счет? Мы готовы разбираться по каждой ситуации и обращению жителей. Наша компания настроена только на повышение качества услуг и дорожит своей репутацией», — заявил первый заместитель гендиректора «ЭкоЛайна».
Все вопросы, связанные с вывозом отходов, регоператор предлагает задать по телефону горячей линии (8 8142) 798286, ежедневно с 08:00 до 20:00. Кроме звонков можно воспользоваться онлайн-сервисами на сайте https://rotko10.ru компании или отправить обращение на электронную почту info@rotko10.ru, или личное сообщение в официальной группе регионального оператора ООО «КЭО» ВКонтакте.
Наталья Соколова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание