В Питкярантском районе Карелии ликвидировали Контрольно-счетное управление после проверки, обнаружившей финансовые нарушения в администрации, и судов, оштрафовавших главу за эти самые нарушения.
События, о которых ниже пойдет речь, произошли еще в 2018 году, но только сейчас в распоряжении "Столицы на Онего" оказались документы, раскрывающие суть конфликта между муниципалитетом и Контрольно-счетным управлением (КСУ) Питкярантского района. Это и решения суда, и ведомственная переписка, и жалобы, поданные сторонами на действия друг друга.
В июне 2018 года тогда еще председатель районного КСУ Мария Потина опубликовала отчет о результатах проверки эффективности и законности использования средств местного бюджета, направленных в 2016 - 2017 годах на расходы по оплате труда муниципальных служащих.
Выводы управления были следующие:
"Фактические расходы на содержание органов местного самоуправления Питкярантского муниципального района в 2017 году превысили нормативные значения, установленные постановлением Правительства Республики Карелия от 18.06.2012 года № 190-П, на сумму 4391 тыс. руб."
Для справки: Людмила Старикова являлась главой районной администрации до мая 2016 года, с мая и.о. руководителя был назначен Дмитрий Трошин, а с февраля 2017-го он стал фактическим руководителем администрации района.
Поверка была плановая, утвержденная органами власти, и проводилась лично Марией Потиной.
В феврале 2018 года председатель КСУ инициировала уже внеплановую проверку в районной администрации, чтобы выяснить законно ли расходовались бюджетные средства по оплате труда муниципальных служащих. Администрация Питкярантского района отказалась предоставлять КСУ необходимые документы, за что Трошин получил предписание от управления, которое также отказался выполнять.
Местные власти написали жалобу на имя председателя Контрольно-счетной палаты Карелии (КСП) Алексея Дорохова. В обращении указывалось, что в 2018 году были проведены две проверки по вопросам оплаты труда администрации Питкярантского района, а также утверждалось, что выводы, изложенные в материалах проверки "свидетельствуют, что деятельность противоречит принципу "объективности", поскольку акт проверки нацелен только на выявление фактов нарушений, связанных с конкретными должностными лицами, работающими в настоящее время и работавшими ранее в администрации". В документе за подписью Трошина содержалась информация о том, что действия руководителя районного КСУ оспариваются в Арбитражном суде, а также просьба уволить Потину.
В то же время Дорохов в своем ответе написал, что параллельно в горсуде Питкяранты рассматриваются дела об административных нарушениях Трошина, возбужденных Потиной.
"Судебными инстанциями решения по вышеуказанным делам не приняты. Таким образом, в настоящее время отсутствуют какие-либо судебные или правовые акты, указывающие на незаконность действий (мер) Контрольно-счетного управления и его председателя… В отсутствие достоверно подтвержденных фактов нарушений законодательства РФ, допущенных председателем контрольно-счетного органа, решение о его досрочном освобождении от должности, по мнению КСП, будет носить произвольный и неправомерный характер", - сообщается в письме КСП Карелии за подписью Дорохова.
А 3 октября 2018 года Трошин был оштрафован по ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ на 20 тысяч рублей Петрозаводским городским судом.
В то же время Трошин заявил, что он оспорил в суде выводы контрольно-счетного управления, и факты, указанные там "не подтвердились". В силе остались только решения судов, касающиеся непредоставления документов по поручению КСУ.
Осенью того же года Питкярантский районный совет принимает решение о ликвидации контрольно-счетного управления.
В документе указывается: "Уполномочить Дмитрия Юрьевича Трошина действовать от имени Контрольно-счетного управления Питкярантского муниципального района, а также совершать юридически значимые действия, связанные с ликвидациейКконтрольно-счетного управления Питкярантского муниципального района и наделить всеми правами заявителя".
А 3 октября 2018 года тот же совет депутатов решает прекратить с 4 числа действие трудового договора с председателем районного КСУ Марией Потиной.
По словам руководителя Контрольно-счетной палаты Карелии Алексея Дорохова, согласно 131-ФЗ, в составе органов местного самоуправления обязательно наличие трех органов: представительной власти (совет), исполнительной (администрация) и главы. Контрольно-счетное управление – это не обязательная структура в составе органов местной власти. Его существование может быть прописано в уставе муниципалитета.
"Изначально мы стояли на позиции, что контрольно-счетные органы нужны в каждом муниципальном образовании. Я вижу, что в республике эта система начала формироваться значительно позднее, чем в других субъектах РФ. Когда речь идет о крупном муниципальном образовании с нормальным бюджетом, наличие одной или двух должностей (в КСУ), которые подчиняются только совету и имеют возможность контролировать деятельность исполнительно-распорядительных органов, - совершенно целесообразно и нормально", - сказал Дорохов.
При этом, по его словам, инициатива создания подобных контролирующих управлений в подавляющем большинстве "не поддерживается исполнительной властью".
"Так решили депутаты совета Питкярантского района. Не увидели эффективности работы. Мы упразднили финансовое управление – в состав администрации ввели; объединили городскую администрацию с районной. И решили еще избавиться от контрольно-счетного управления", - пояснил "Столице на Онего" глава администрации Питкярантского района Дмитрий Трошин.
По его словам, в настоящее время внесены изменения в республиканский закон, и районные власти намерены заключать договоры на аудиторские проверки с Контрольно-счетной палатой Карелии.
В апреле 2018 года администрация Питкярантского района на сайте госзакупок размещает объявление на приобретение жилых помещений для обеспечения реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Начальная (максимальная) цена контракта – 1 миллион 344 тысячи 220 рублей 80 копеек. За эти деньги предполагалось купить двухкомнатную квартиру постройки не ранее 1975 года и площадью не менее 41,6 кв. метров.
А 3 мая аукционная комиссия принимает решение заключить контракт с единственным поставщиком. Им стала заместитель главы администрации Питкярантского района по экономике и коммунальной инфраструктуре (сейчас она зам по экономике и финансам) Людмила Адасовна Старикова. Так как она являлась единственным поставщиком, то контракт с ней был заключен за максимальную сумму, которая указана выше. Таким образом, чиновник администрации продает свою квартиру муниципалитету, в котором числится служащей.
На этот факт указывает опять таки председатель КСУ Мария Потина, но теперь уже в обращении от 22 мая 2018 года к руководителю администрации главы Карелии Татьяне Игнатьевой. В документе Потина просит разъяснить, не является ли подобная сделка нарушением статьи №31 федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В частности, разъяснить не имеется ли в заключении подобного контракта конфликта интересов.
В ответе от 15 июня 2018 года (за подписью и.о. руководителя администрации главы Карелии Галины Брун) сообщается: "Участие главы администрации, его заместителей в качестве участника закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд Питкярантского муниципального района создает ситуацию, при которой указанный запрет нарушается, поскольку интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно лицо, что, как следствие, приводит к возникновению конфликта интересов у данных лиц".
После ответа из администрации главы Карелии Потина 2 июля 2018 года пишет обращение на имя тогдашнего прокурора Питкярантского района Виктора Тимошенко. В нем, помимо указанных фактов, также сообщается, что Старикова "непосредственно курировала реализацию программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" и должна была принимать участие "в разработке и согласовании документации об электронном аукционе" на приобретение жилья. Плюс к этому состав аукционной комиссии была включена В.А.Лобская, начальник отдела коммунальной инфраструктуры администрации, находившаяся в подчинении Стариковой.
Между тем письмо Потиной прокурор Тимошенко переслал в антимонопольную службу Карелии для "рассмотрения в пределах предоставленных полномочий обращение председателя КСУ Питкярантского района по вопросу нарушения законодательства о закупках".
В УФАС Карелии проводить проверку не стали, сославшись, что ведомство "полномочиями по осуществлению контроля после заключения контракта законом о контрактной системе не наделено".
В то же время в ответе антимонопольной службы уточняется: "Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" на органы прокуратуры возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализация иных полномочий в области противодействия коррупции, установленных федеральными законами".
Между тем, глава администрации также не видит коррупционной составляющей в данной сделке.
- Не усматривается никакой коррупционной составляющей, - сказал Трошин. – Человек (Старикова) был в отпуске. У нее была доля в собственности. И как любой человек, как физическое лицо, в праве участвовать в этих аукционах. Ну и что, что она свою квартиру выставила на продажу? Это закрытые аукцион, и покупатель не видит продавца. Она в это время не находилась даже на работе, она находилась в отпуске.
В настоящее время уже прокуратура Карелии после обращения депутата Законодательного собрания республики от КПРФ Евгения Ульянова намерена инициировать свою проверку по указанным выше фактам.
Роман Баландин
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание