Кто и за чей счет в Карелии устраняет цифровое неравенство.
Высокоскоростной интернет остается мечтой для жителей многих отдаленных поселков в Карелии. Процесс устранения цифрового неравенства в нашей республике идет не так быстро, как хотелось бы. Но когда у поселка или деревни появляется возможность стать частью Всемирной паутины, местные жители часто не понимают, почему они должны платить за подключение. Данные исследования Cisco Broadband Index говорят о том, что 72% россиян уверены в том, что интернет должен им предоставляться бесплатно. Поэтому недовольство людей, нередко выплескивающих свой гнев на провайдеров, объяснимо. Но насколько обоснованы эти претензии? Бесплатный интернет — это миф или реальность? Разбирались в этом злободневном вопросе вместе с экспертами.
Высокоскоростной мобильный интернет действительно может появиться в глубинке без вложений со стороны абонентов. В населенных пунктах, где проживают от 100 до 500 человек, устанавливают базовые станции сотовой связи. Происходит это в рамках проекта «Устранение цифрового неравенства 2.0» национальной программы «Цифровая экономика РФ». Занимается организацией этой работы Минцифры РФ. Чтобы понять, где нужно создать необходимую инфраструктуру в первую очередь, ежегодно проводится голосование на портале Госуслуг. Активные жители поселков и деревень, отдавая голоса за свой населенный пункт, попадают в проект в приоритетном порядке. Минцифры обещает обеспечить мобильным интернетом все пункты с населением от 100 до 500 человек к 2030 году.
По словам директора центра эксплуатации карельского «Ростелекома» Мирослава Беланова, федеральные власти действительно финансируют проект «Устранение цифрового неравенства 2.0», но только частично: значительную долю вкладывают и операторы.
«„Ростелеком“ выступает техническим исполнителем при реализации программы: компания отвечает за строительство инфраструктуры для обеспечения граждан современной качественной сотовой связью и интернетом по стандарту 4G. Отчасти проект финансируется министерством цифрового развития, при этом значительная часть ложится и на плечи провайдера: оплата работы сотрудников, текущих и капитальных ремонтов, электроэнергии, аренда земли — это все наши затраты. Логично, что мы не только вкладываем деньги, но и зарабатываем — в том числе, на предоставлении услуг связи. Ведь мы все же коммерческая организация», — рассказал Мирослав Беланов.
Государство бесплатно подключает к интернету социально значимые объекты в отдаленных поселках: школы, фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории. Например, за три года в 449 соцобъектах республики уже появился выход в Сеть — оптоволокно для этого тянул «Ростелеком».
А вот дома жителей небольших населенных пунктов к такому высокоскоростному интернету на безвозмездной основе никогда не подключат. Строительство линии — очень дорогое удовольствие. В первую очередь, все зависит от удаленности населенного пункта от магистральной сети провайдера, которая подразумевает собой передачу информации между узлами. Например, у «Ростелекома» основные узлы располагаются в Петрозаводске и в районных центрах.
«Чем дальше от нашего узла находится абонент, тем сложнее и дороже обходится стройка. Чтобы иметь возможность развивать инфраструктуру связи и поддерживать ее работу, нам нужно окупать свои затраты и зарабатывать, предлагая абонентам услуги, сервисы и продукты», — пояснил представитель «Ростелекома».
Влияет на стоимость подключения абонента к интернету и ландшафт местности. «Среда прокладки кабеля» бывает разной. Оптоволокно либо закапывают в грунт, либо тянут оптику по столбам. На скалистой местности приходится опору ставить в ряжи. Раньше это были деревянные квадраты, в них набивали камень. Сейчас это бетонные кольца.
Недешево обходятся провайдерам при прокладывании кабеля встречи с железнодорожной и дорожной инфраструктурой. Так, чтобы сделать прокол под ж/д путями, сначала нужно потратить массу времени на согласование с РЖД, а потом отдать немалые деньги за этот проход.
«Из всех этих нюансов и складывается так называемый кейс. Размер платежа подключения к интернету для каждого населенного пункта рассчитывается индивидуально из расчета стоимости строительства. Сейчас цена вопроса зависит от удаленности населенного пункта от магистрального узла связи, от сложности ландшафта, а также количества абонентов, которые хотят подключиться», — рассказал представитель отдела «Ростелекома» по работе с населением.
Согласен с коллегами из «Ростелекома» и коммерческий директор интернет-провайдера «Сампо.ру» Виталий Ковальчук.
«Когда мы говорим о строительстве трассы, по которой пойдет интернет, речь уже идет о баснословных цифрах. Но линию нужно не только построить, ее нужно еще и содержать. Инфраструктура тоже дорогая. Мы сейчас ограничены в доступе к оборудованию иностранных производителей, а отечественное оборудование стоит дороже, пока не выйдет на достаточно массовое производство. И при этом в бизнесе все должно быть окупаемо. Это история про деньги, а не про благотворительность. Сейчас даже бесплатного сыра в мышеловке не бывает — муляж подкладывают», — сказал Виталий Ковальчук.
«Нашу деятельность контролирует большое количество государственных организаций, поэтому мы работаем в достаточно жестко регламентируемых рамках. При этом финансовые вопросы по строительству сети и подключению — это исключительно наша стратегия», — отметил директор по связям с общественностью компании «Ситилинк» Илья Тимин.
По словам Тимина, подключение населенного пункта — это первый этап, самый сложный, требующий значительных согласований и инвестиций. Бывает, что без участия государства в какой-то роли этот проект не реализовать. И это всегда вложения средств компании, а жители населенного пункта на этом этапе ничего не платят, уточнил директор по связям с общественностью «Ситилинка».
«Второй этап — подключение домохозяйств. Как правило, стоимость оборудования и работа по подключению частного дома на одну семью равна стоимости подключения дома на 200 квартир. Поэтому для многоквартирного дома сумма подключения может не учитываться при условном распределении на каждого жителя. А вот для частного сектора сумма расходов на подключение может быть значительной и в каждом случае рассчитывается индивидуально», — пояснил Илья Тимин.
Провайдеры сегодня работают по заявкам, которые поступают от населения. Запросы могут идти от людей и через министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Карелии. В компаниях просчитывают, во сколько обойдется эта стройка, и знакомят заявителей с получившимися цифрами по подключению и тарифному плану. Если люди готовы платить, кейс идет в работу.
«Мы заинтересованы, чтобы у нас появлялись новые абоненты. Мы понимаем, что подключение стоит дорого, и ищем возможности, как удешевить проект. Например, необходимо увеличить количество заявок: пришло 10 заявок, а нужно 50. Активные жители могут организовать в своем населенном пункте собрание, уговорить на подключение к интернету соседей. Кроме того, мы договариваемся с другими организациями о сотрудничестве, используем уже существующую инфраструктуру и новые технологии. Иногда приходится креативно подходить к решению вопросов с подключением к Сети», — признались в «Ростелекоме».
Со своим творческим подходом к реализации проектов, которые казались просто невозможными, карельский «Ростелеком» прославился на всю страну. Свое ноу-хау специалисты компании впервые в стране применили в селе Колежма Беломорского района, не входившим в зону покрытия сотовых операторов. Люди просили очень обеспечить их связью. Но ближайшая к населенному пункту базовая станция сотовой связи располагалась в 35 км, в селе Сумский Посад. На объекте установлено стандартное оборудование мобильной сети, в том числе три панельные антенны, которые обрабатывают базовые частоты. Устройство было подключено к волоконно-оптической линии «Ростелекома».
«Мы за свой счет построили и установили в Колежме мачту, провели оптику и обеспечили внешнее энергоснабжение. На базовой станции в Сумском посаде установили специальный SFP-модуль, передающий сигнал на десятки километров. Сняли один сектор антенны в Сумпосаде и перенесли его в Колежму. Она работает. И люди счастливы! Сигнал с антенны уходит в оптический кабель и приходит на базовую станцию. Это уникальное решение поможет сотовым операторам расширить зону покрытия. А 35 км — это не предел. В теории удаленность может составлять и 80 км. Это решает вопрос строительства новой линии», — рассказал Мирослав Беланов.
В компании «Сампо.ру» сегодня отмечают большой интерес к услугам телеком-оператора у людей, проживающих в частном секторе. Например, в Чалнинском сельском поселении почти 100 процентов жителей хотят иметь дома интернет.
«Самый популярный перечень услуг, который выбирают при подключении жители частного сектора, включает в себя интернет, телевидение, видеонаблюдение. И эти услуги хотят иметь в своих домах не только молодые люди. Пенсионеры тоже подключаются. Они уже давно сидят не на лавочках, а в чатах. Кроме того, бабушки и дедушки понимают, что интернет нужен, чтобы внуки летом приехали. И все готовы за доступ к Сети платить. Но поскольку все готовы подключиться, то и платеж ниже среднего по Карелии. Люди осознают, что они соинвесторы этой стройки. Думаю, что это понимание рано или поздно придет ко всем», — Виталий Ковальчук.