Политолог Олег Реут подвел политические итоги уходящего 2019 года.
Политический 2019 год не отметился значимыми избирательными кампаниями. В Единый день голосования только довыборы двух депутатов Петрозаводского городского совета и выборы депутатов совета Медвежьегорского городского поселения как-то разнообразили скучнеющий электоральный ландшафт.
Градус политической активности колебался около символического нуля. Время от времени сторонники построения коммунизма устраивали акции протеста. Но волна негодования довольно стремительно шла на спад. Ряды симпатизирующих КПРФ не пополняются молодёжью. А без их идей и движа нет действительно оппозиционной мобилизации.
Карельские справедливороссы продолжили пребывать в полукоматозном состоянии. Вроде и есть такая партия, которая, по данным общероссийских социологических опросов, имеет 5% поддержки, а вроде её и нет. Вероятно, с переездом Алексея Гаврилова в Санкт-Петербург энергетика партотделения как-то трансформируется, но ощутимых результатов это пока не принесло. В Карелии "Справедливой России" стоило бы не идти на поводу индифферентной, податливой, иногда агрессивно-конформистской массы, а взаимодействовать с ответственными и доверяющими друг другу общественниками. Для этого, однако, надо полностью перестроить партийную работу. Пока в способности это сделать больше сомнений, чем уверенности.
Тем временем "Единая Россия" сохранила за собой межэлитную сплочённость, не утратила полный контроль над так называемым муниципальным фильтром, перевела в режим латентных некоторые межличностные конфликты. Одновременно с этим судьба партии власти в республике открыто не обсуждается, прочность позиций поставлена в прямую зависимость от прочности регионального политического режима.
Стоит признать, что на карельских единороссах не лежит основная часть политической ответственности в ситуации, которая создана республиканским правительством. Они прекрасно понимают, что любой новый партийный или надпартийный (например, с опорой на Общероссийский народный фронт) проект, претендующий на то, чтобы стать альтернативой "Единой России", гораздо опаснее для власти, чем сохранение статус-кво.
Как и в большинстве российских регионов, в Карелии сложилось устойчивое представление, что у партии власти есть свой прочный электорат – примерно 30%, который может пополняться колеблющимися. И действительно, ни одна другая партия, ни один другой проект тут не смогут конкурировать – это доминирующая точка зрения, которая тем не менее недооценивает среднесрочные политические риски.
В том, что касается публичной политики, у карельских единороссов нет ни новых идеологических нарративов, ни способов обновить образ партии, ни видения будущего. Доминируют административный ресурс и предельно консервативная позиция, направленная на закрепление сложившегося положения вещей.
При всём при этом 2019-й год поставил перед операторами внутренней политики в регионе непростые вопросы. Возможна ли дальнейшая зачистка политического поля – нейтрализация "умного голосования", встраивание системной оппозиции в ещё более договорные отношения, выдавливание любых критиков режима во внесистемное поле? Даже если на все перечисленные вопросы последуют положительные ответы, то какова цена, которую придётся заплатить за сохранение фундамента, обеспечивающего продолжение застойно-стабильного существования?
Для организаций демократической оппозиции 2019-й показал тревожные тенденции снижения поддержки избирателей. Противопоставление себя "лояльному большинству" оформило принципиально новые проблемы в плане политического позиционирования. Когда на региональном уровне доступ к ресурсам не конкурентен, а политическая инфраструктура не плюралистична, необходимо с утроенной энергией генерить инновационные идеи, выстраивать коалиции солидарности, формировать осознанную гражданственность. К сожалению, ни "Яблоко", ни сторонники Алексея Навального, Дмитрия Гудкова, а теперь и Егора Жукова не продемонстрировали свои практические, направленные на видимый результат способности, а от участия в выборах просто отказались.
Завершающийся год для правительства республики не может быть оценён положительно. Карелия была включена в десятку самых слабых в экономическом отношении регионов, за ней был закреплён куратор – федеральный министр. При этом, как следовало предположить, какого-то внятного объяснения, откуда возьмётся ускорение, ни правительство Александра Чепика, ни команда федерального куратора не дали – лишь общие слова о будущих изменениях и улучшении инвестиционного климата.
Естественно, можно предположить, что в основу прогноза заложена гипотеза, что частный бизнес начнёт вкладываться в развитие. Но важные для инвесторов вопросы: не закошмарят ли силовики? не изменятся ли ставки налогов? когда прекратится бесконечное изменение условий? – по-прежнему без ответа. А без них инвестиции в региональные проекты для тех, у кого нет особых отношений с государством, остаются лотереей с сомнительными шансами выиграть.
По факту изменения условий ведения бизнеса происходят постоянно. Вот федеральный центр решил пересмотреть список моногородов и территорий опережающего развития. Вот минфин заявил, что обещанные регионом льготы по налогу на прибыль не дают необходимого эффекта и должны быть отменены. Вот даже Федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" пересматривается и редактируется в сторону сокращения мероприятий.
Обещая бизнесу не принимать ухудшающее его положение регулирование, карельское правительство не поясняет, что имеется в виду. Обещание точно не покрывает инициативы, которые входят в туманную область «национальных интересов», вроде проектов по импортозамещению или закона о суверенном Рунете.
И тут самое время вспомнить, как застопорились ранее распиаренные проекты – "Амкодор-Онего" не начал серийный выпуск и продажи лесозаготовительной техники, "Дисилэб", получивший "эксклюзивное право на подключение к сетям" бывшего Надвоицкого алюминиевого завода, не приступил к строительству центра хранения и обработки данных мирового уровня, пожар на площадке "ФинТека" вообще полностью уничтожил производственный комплекс.
Республиканское правительство в качестве своего достижения выделяет снижение долговой нагрузки. Но, как говорят, "кошелёк правдивее статистики". Представления домохозяйств о повышающемся уровне безработицы и состоянии экономики и финансов гораздо сильнее определяют ценники в супермаркетах, чем правительственные доклады. Потребители гораздо меньше интересуются новостями с долгового фронта, чем размером собственной зарплаты, снижением объёма сбережений и ограничением потребительских возможностей.
Отсутствие успехов в региональной экономике сказывается на социальной напряжённости. С неравенством и несправедливостью из-за разницы в доходах сталкивается большинство жителей Карелии. Неравенство в доступе к качественным услугам испытывает половина. Здесь важно помнить, что социальная напряжённость базируется на интегральной характеристике социально-экономического положения в регионе. Она включает в себя неудовлетворенность жизненными условиями, самооценку повседневного настроения, материального благосостояния семей, оценку социального оптимизма, которая напрямую зависит от политической динамики и степени доверия властям. Именно на этой основе формируется представление о завтрашнем дне, чувство защищённости. Приходится признать, что противоречия социально-экономического характера начинают во всё большей степени влиять на политическую ситуацию в республике.
Олег Реут
Фото: Губерния Daily, официальные сайты региональных отделений партий "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание