Советское образование было бесплатным не только потому, что за саму учебу не надо было платить: школьники и их родители были свободны, даже ограждены от любых дополнительных поборов.
Отзвенели последние звонки: выпускников ждут волнения и радости — экзамены, получение аттестата об образовании, выпускной бал, начало новой, взрослой жизни.
Для меня и моих одноклассников этот год юбилейный: сорок лет назад, в июне 1981 года мы окончили среднюю школу, а в конце мая у нас был последний звонок. Наш класс стал первым и последним выпускным десятым классом средней школы № 34 Ленинского района Петрозаводска (улица Кирова, дом 8).
Нам сначала очень повезло, а потом не повезло. Повезло, когда в 1979 году наша восьмилетняя школа стала средней, а мы — ее первыми девятиклассниками. А не повезло, когда вскоре после нашего выпуска школу расформировали, и мы успели собраться на вечер встречи класса в школе один единственный раз зимой нового 1982 года. После этого школу закрыли. Так уж случилось, и школа тут не виновата.
Память сохранила ярче и отчетливее учебу в 8–10 классах — время юности, взросления, выбора будущего пути. Восьмой и десятый классы были выпускными, и, наверное, поэтому лучше запомнились. Именно это время тема сегодняшних записок.
Вспоминая школу, одноклассников и учителей, сейчас, сорок лет спустя, многое вижу и понимаю иначе, чем тогда, в школе. То, о чем мы даже не задумывались, потому что это было для нас совершенно обычным, будничным, само собой разумеющимся, сейчас оказывается важным и значимым, а что-то, волновавшее нас тогда, совсем не таким важным и серьезным, как тогда в школе казалось.
В школе всякое бывало. Запомнилось главное, и эти воспоминания — добрые.
Образование в СССР было бесплатным. Право на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР 1977 года:
«Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодёжи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».
Советское образование было бесплатным не только потому, что за саму учебу не надо было платить: школьники и их родители были свободны, даже ограждены от любых дополнительных поборов — на ремонт школы, на покраску класса, на подарки учителям и многое другое. Все это обеспечивалось за счет школы и, в отдельных случаях, коллективов-шефов, то есть за счет государства, а не родителей.
Сейчас в нашей семье нет школьников, но по своему опыту и со слов многих знакомых знаю, о чем говорю. Если сейчас положение дел поменялось, то хорошо, но помню времена, когда обсуждение всевозможных расходов на школьном родительском собрании превращалось, по сути, в соревнование родительских кошельков, и выигрывал тот, у кого кошелек толще.
Мы в школе раз в неделю сдавали деньги на школьное питание, и на другие цели денег, помнится, не собирали. В этом плане состязание кошельков попросту исключалось.
Наша школа не была специализированной, как, например, «английская» 17-я или «физико-математическая» 30-я школа, и контингент школьников определялся, скорее, местом жительства рядом со школой, а не школьными особенностями.
В нашем классе учились дети из разных семей, и в тогдашней школьной среде (бесплатность учебы и всего внеклассного, одинаковое школьное питание, единая школьная форма, советское воспитание) дети рядовых работников чувствовали себя на равных с детьми руководителей крупных предприятий, например, пароходства. Да и разница в доходах у людей не была тогда астрономической, как сейчас.
Советское образование было качественным и разносторонним. Школьная программа знакомила учеников с законами развития природы, общества и мышления.
В моем аттестате о среднем образовании оценены знания по следующим предметам:
русский язык,
литература,
алгебра и начала анализа,
геометрия,
история СССР,
всеобщая история,
обществоведение,
физика,
астрономия,
химия,
биология,
география,
черчение,
иностранный язык (английский),
трудовое обучение,
начальная военная подготовка,
физическая культура.
«Кроме того, успешно выполнены программы по музыке и изобразительному искусству».
В наше школьное время часто говорили о споре физиков и лириков. В этом споре я был точно не с «физиками». Алгебра, геометрия, физика и химия давались мне с трудом и немалыми переживаниями. Так, из курса химии я помню формулы H2O и H2SO4 и еще то, что теорию электролитической диссоциации сформулировал шведский ученый Сванте Аррениус. С алгеброй и началами анализа посложнее будет. Признаюсь: то, что я усвоил в школе из «физики», не сильно пригодились мне в дальнейшей жизни.
Знания по другим предметам пригодились значительно больше. С благодарностью вспоминаю уроки русского языка и литературы и учителей Алевтину Александровну Соколову и (в старших классах) Ларису Ивановну Дивину. Директор школы, коммунист Тамара Николаевна Каневцева вела у нас историю и обществоведение. У нее была репутация очень строгого преподавателя и администратора, но мне она запомнилась как прекрасный педагог и воспитатель и хороший человек: на ее уроках мы иногда горячо спорили, и было всегда интересно. Когда в восьмом классе, осенью 1978 года я вступал в Комсомол, то попросил рекомендацию у Тамары Николаевны (рекомендация от члена КПСС равнялась рекомендациям двух комсомольцев со стажем), и она оказала мне это доверие. С теплотой вспоминаю также других педагогов, например, учителей английского языка.
В советской школе образование было тесно связано с воспитанием. Учителя не только учили школьников своим предметам, но и занимались воспитанием учеников. У нас были прекрасные классные руководители — учителя географии: сначала Вероника Александровна Мяукина, а в старших классах молодой педагог Николай Анатольевич Сысоев. Поначалу он вел у нас и начальную военную подготовку.
Помимо учебы в школе было много внеклассных дел и мероприятий, многие из которых мне хорошо запомнились.
В старшей школе наш класс был особенным: часть одноклассников серьезно занималась плаванием. Они тренировались в бассейне (сейчас центр «Акватика») на Пушкинской два раза в день — до и после уроков. До 9 класса «пловцы» учились в параллельном, спортивном классе, а потом получился один общий 9 класс. Все кружки и спортивные секции были в СССР бесплатными.
В 8 классе часть наших школьников и не планировала получать среднее образование в школе. Они хотели побыстрее освоить рабочие профессии в профессионально-технических училищах и устроиться на производство, где хорошо платили. Кстати, знаменитое, если не сказать «главное» петрозаводское ГПТУ № 1 располагалось рядом с нашей школой, за школьным двором, на улице Куйбышева. Сейчас это здание Следственного комитета. А за рекой Лососинкой вовсю работал Онежский тракторный завод — один из крупнейших в Карелии. У кого-то на ОТЗ давно работал папа, у кого-то туда устроился старший брат. Те, кто планировал после 8 класса пойти в ПТУ, говорили об этом не без гордости: советская идеология подчеркивала особую роль рабочего класса в авангарде общества.
А мы в старших классах часто обсуждали планы поступления в вуз: кто куда хочет поступать, почему, и с какими перспективами (насколько реально пройти по конкурсу, и кем можно стать с этим дипломом). У кого-то планы и ожидания сбылись, у кого-то нет. Среди наших одноклассников есть те, кто добился немалых успехов, поступив и отучившись там, куда мечталось поступить в школьные годы. У кого-то жизнь сложилась совсем не так, как мечталось.
Вторник был у нас особенным днем. По вторникам мы шли не в школу, а на учебно-производственный комбинат: большинство на УПК-1, мы в меньшинстве на УПК-2. УПК были формой производственного обучения школьников. Мне опять-таки повезло: я попал туда, куда хотел попасть, и обучался профессии фотографа-лаборанта. УПК — особый мир, отдельная тема.
…В конце июня 1981 года мы отпраздновали окончание школы. Погода позволила, и главное торжество, вручение аттестатов, прошло под открытым небом, на школьном дворе. Там же сделали общую фотографию на память. На ней мы, сорок лет назад.
Армас Машин
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание