Скоро истекает первый месяц работы нового состава республиканского правительства.
Серьёзной кадровой ревизии был подвергнут финансово-экономический блок региональной системы исполнительной власти. И сейчас наступает очень важный период – открытие окна возможностей для тактической корректировки курса, для проведения управленческих преобразований, которые будут, скорее всего, непопулярными, но реально востребованными карельской экономикой.
Пока довольно сложно оценить готовность республиканского премьера Александра Чепика, его заместителя по вопросам экономики Дмитрия Родионова и министра экономического развития и промышленности Дмитрия Матвийца к координации действий по изменению структуры государственного регулирования отношениями в экономической сфере. У руководителей финансово-экономического блока правительства есть, пожалуй, довольно заметная слабая сторона. Она связана с тем, что повестка повышения качества принимаемых решений вкладывается в уста достаточно слабых в политико-медийном отношении персонажей.
Тот факт, что им придётся формулировать, артикулировать и популяризировать повестку преобразований, да при этом ещё не получив финансовые и организационные ресурсы, объективно будет препятствовать продвижению этой повестки среди чиновников и предпринимателей. Новое правительство рискует серьёзно укрепить линию противодействия рассматриваемой повестки в общественном мнении, сделать её своего рода пространством противоречий и конфликтов.
В принципе, такое развитие событий в целом устраивает и региональных силовиков, ориентированных на выстраивание системы надзора над довольно быстро обновившейся и пока неукоренённой в Карелии элитой. Однако масштаб непреднамеренных последствий для общественного мнения любого проекта преобразования республиканской экономики остаётся не вполне ясен, ведь значительная часть предпринимательского сообщества, никак не представленная в коридорах обновлённой власти, не намерена взирать на такое развитие событий в полном бездействии. Во властно-общественных взаимодействиях, где, казалось бы, любой шаг должен быть максимально выверен и прозрачен, могут обнаружиться весьма неожиданные повороты.
Их и стоит выделить, переходя к размышлениям в более практической плоскости.
Во-первых, предстоят публичные слушания республиканского бюджета. Совершенно очевидно, что сбор предложений и замечаний надлежит провести таким образом, чтобы не были вскрыты возможные проявления некомпетентности и непрофессионализма высокопоставленных чиновников, их неготовность воспринимать другое мнение, выслушивать справедливые жёсткие оценки. В обстоятельствах, когда долг у Карелии практически равен собственным доходам бюджета без учета трансфертов, разговор о причинах, почему на протяжении последних трёх лет собственные доходы необоснованно завышались, ожидается довольно тяжёлый.
Во-вторых, требуют пересмотра меры, действующие в межбюджетных отношениях. Перераспределение в пользу бюджетов Петрозаводска и муниципальных районов – сложное в политическом плане решение. Оно детерминируется, прежде всего, установкой губернаторской администрации на поэтапную замену руководителя Петрозаводского городского совета, а затем, возможно, и сити-менеджера.
Особую группу проблем составляют налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, обещанные резидентам и управляющим компаниям ТОСЭРов и промышленных площадок. Пока невозможно оценить эффект от данных мер ввиду отсутствия этих компаний. Надвоицкому проекту уже более трёх с половиной лет. Сроки создания инженерной инфраструктуры постоянно продлеваются. В апреле этого года ООО "Русский Радиатор", реализующее инвестиционный проект по созданию производства алюминиевых радиаторов на свободных площадях Надвоицкого алюминиевого завода, было включено в реестр резидентов территорий. Переход в режим пуско-наладки был запланирован на июнь, а выход на полную производственную мощность – на ноябрь 2017 года. Очевидно, что сроки будут вновь вынужденно корректироваться.
Всё это не добавляет уверенности в эффективности принимаемых и предлагаемых управленческих решений, а лишь в очередной раз свидетельствует о важности институциональных преобразований. Простая смена министров экономики – Чмиль – Арминен – Жирнель – Матвиец – не является гарантией правильного целеполагания, которое должно быть не только конкретным и измеримым, но и достижимым в чётко определённые сроки.
Последним моментом, на который стоит обратить внимание, выступает рассматриваемая в правительстве России инициатива досрочного с 2018 года прекращения действия Федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года". Если она будет поддержана (произойти это может в срок до 15 ноября), то все незавершенные мероприятия перенесут в так называемые "новые пилотные госпрограммы", которые, в свою очередь, будут полностью переведены на проектный подход. К сожалению, в республике за последние полгода ни одного решения, направленного на встраивание в логику целей госпрограмм с заложенными в них "инструментами соответствия современным технологиям и последним изменениям в отраслях", принято не было.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание