Сортавала развивается: от модного променада до «Рускеалы – 2»

Аналитика. Обществоведение
09:30, 30 Августа 2024
фото: © Наталья Соколова

Самому туристическому городу Карелии есть что предложить миллиону туристов.

Узкие улочки заполнены припаркованными автобусами и автомобилями, загораживающими фасады исторических зданий. У причала снуют большие и маленькие катера. Регулярно над городом раздаются завораживающие гудки паровозов. Вечером набережная напоминает бурную реку: сложно пройти, не задев плечом встречного прохожего. Такой в пик туристического сезона становится Сортавала. В 2023 году карельский городок с населением в 18 тысяч человек посетило 1 миллион 300 тысяч туристов. В этом году местные власти поставили цель — принять 1,5 миллиона гостей! И, судя по всему, эти планы будут выполнены, а, возможно, и перевыполнены. Туристы из разных уголков нашей страны едут и едут сюда, чтобы увидеть остров Валаам и его Спасо-Преображенский монастырь, горный парк «Рускеала», нацпарк «Ладожские шхеры», бескрайнюю Ладогу и сам город Сортавала с его белоснежной архитектурой финского функционализма.

«Люди к нам приезжают, можно сказать, на психологическую реабилитацию. Туристы бегут от стрессов больших городов, загазованности, в целом, от плохой экологии. Так что мы свою миссию пониманием и постоянно развиваемся, стараемся сделать город максимально комфортным для гостей», — сказал глава администрации Сортавальского района Сергей Крупин.

Горожане пошли в турбизнес

Еще лет пять назад Сортавала был тихим, спокойным городком. Местным жителям он нравился именно таким безмятежным. И поначалу рост туристического потока горожане приняли в штыки. Сейчас, по словам главы района, ситуация изменилась: от критики люди перешли к конкретным действиям — сами окунулись в этот туристический бизнес.

«У нас самый низкий показатель по безработице — он составляет менее 1 процента. На территории района открыты порядка 600 вакансий, включая довольно высокооплачиваемые, начиная от железнодорожников и заканчивая полицейскими. Про медиков уже и не говорю. И мы рады росту благосостояния наших людей. Они теперь используют свою жилую площадь как инструмент бизнеса: сдают квартиры, дачи, дома и платят налоги. Люди открывают магазины, точки общепита, организуют экскурсии и прогулки на водном транспорте. Сегодня мы обладаем самым большим маломерным флотом на Северо-Западе. Такого количества судов нет даже в Санкт-Петербурге. Наши люди легально зарабатывают. И это хорошо», — считает Сергей Крупин.

Действительно, недостатка в кафе, ресторанах, ларьках с карельскими продуктами и сувенирами, киосках, где предлагают различные экскурсии, в Сортавале сегодня нет. Гуляя по городу, часто встречаешь небольшие группы туристов, которым об истории и достопримечательностях рассказывают… пенсионеры. Люди «золотого» возраста стали гидами, окончив бесплатные курсы. В 2023 и 2024 годах местные власти организовали для пенсионеров занятия, чтобы вовлечь их в экскурсионное обслуживание и просто дать им заработать.

Молодежь в Сортавале тоже дома сложа руки не сидит. В какую бы точку общепита не зашел, везде встретишь школьников — официантов. Например, в кафе «Причал» работает в полном составе один 10-й класс из школы № 1. Одноклассники трудятся не только официантами, но и помощниками поваров. Ребята понимают, что за каникулы могут заработать на свои хотелки.

Инвесторы потянулись за туристами

Инвесторы сегодня прекрасно осознают, что Сортавала стала золотой жилой.  Они потянулись в город вслед за туристами, из-за которых цены на недвижимость здесь подскочили до небес. Бизнесмены предлагают администрации района проекты по строительству коммерческого жилья. Так, в городе сейчас возводят жилой комплекс с частным детским садом. С удовольствием инвесторы вкладываются и в объекты туристической привлекательности — гостиницы, турбазы, точки общепита.

«Инвесторы пошли активно в последние два года, после того, как мы стали общепризнанным центром экологического и безопасного отдыха в нашей стране. У нас нет никаких кишечных палочек, загазованности воздуха. У нас прекрасная вода. Мы подготовили коммунальную инфраструктуру: систему водоочистки и канализации. Мы бережем нашу природу и Ладогу даже при таком огромном спросе. Так что наш город сегодня активно строится. В этом году сдадим рекордное количество квадратных меров», — уверен глава Сортавальского района.

В Сортавале наблюдают новую тенденцию: Приладожье стали посещать не только для отдыха. Жители мегаполисов семьями переезжают в экологичный туристический город, где есть все в области социального обслуживания, где есть транспортная доступность. Ведь железнодорожное сообщение с Санкт-Петербургом и Москвой уже давно налажено, и компания РЖД очень любит Сортавалу. После запуска ретропоезда «Рускеальский экспресс» минуло уже пять лет. Сегодня состав на паровозной тяге курсирует по всему городу, доставляя туристов до пристани, откуда можно отправиться на Валаам. Поезд Деда Мороза для местных жителей стал обыденностью. Он привозит гостей из Москвы и зимой, и летом. Ждут горожане только открытия музея паровых машин. Он распахнет свои двери в бывшем здании железнодорожного депо, являющемся объектом культурного наследия, уже в этом году.

«Я живу в самом чудесном городе на свете. И работа у меня замечательная. На экспрессе я каждый раз еду, как в первый. Всегда много эмоций! Когда гудит гудок, когда паровоз разворачивается на огромном колесе, все время это большой душевный подъем», — говорит корреспонденту «Столицы» сотрудница «Русекальского экспресса» Ирина Богатырева.

В 2024 году продолжит меняться еще одна точка притяжения всех местных жителей и туристов — городская набережная. Променад стали благоустраивать на средства гранта. Сортавала выиграла в серьезном конкурсе среди туристических городов более 200 миллионов рублей. Здесь появились дорожки, детские площадки, зоны отдыха, стенды с навигацией. В заливе Ляппяярви обустроили еще один портовый комплекс для приема пассажирских судов, сделали большую, удовлетворяющую всем требованиям, в том числе в области экологии, парковку для маломерного флота.

«Когда предприниматели увидели, как хорошеет наша набережная, они сами стали вкладываться. Сегодня проект продолжаем за счет бизнеса. Скоро на набережной откроем скейт-парк. У нас есть отдельный проект по велодорожкам. Сейчас разрабатывается логистическая схема движения велосипедов по всему городу. Нам приятно все делать для туристов. Но при этом у нас нет ни одного объекта, который открыт для туристов и не доступен местным жителям. Мы понимаем, что через туризм развиваем территорию», — отметил Сергей Владимирович.

Планов громадье

С 2025 года сами туристы будут вкладываться в развитие Сортавальского района, который стал пилотной территорией по введению туристического налога. Гости будут платить 50 рублей в день. Эти деньги пойдут в местный бюджет.

«Для туристов сумма небольшая, а город на эти средства сможет, например, поддерживать санитарное состояние. Много туристов — много мусора. Городу необходимо ввести круглосуточное обслуживание по уборке», — считает руководитель администрации муниципалитета.

Надеются местные власти и на помощь республики. Состояние муниципальных дорог оставляет желать лучшего. Региональные власти, видя трудности Сортавалы, запросили сметы по ремонту всех городских артерий. Дороги начнут приводить в порядок в следующем году.

Ищут в Сортавале деньги на парковку для туристических автобусов и автомобилей. Горожане устали от загруженности центра. На улицах Комсомольской, Суворова, Ленина из-за автобусов движение затруднено, туристический транспорт загрязняет воздух. Все изменится после реализации проекта «Благоустройство многофункциональной зоны приема туристов на автомобильном и железнодорожном транспорте на улице Спортивная». 

«67 процентов туристов приезжают к нам на автомобилях. Конечно, хочется все это движение упорядочить, вплоть до того, что некоторые улицы на пик туристического сезона, летние месяцы, мы сделаем пешеходными. Это произойдет после того, как мы создадим парковку. Проект уже есть. Мы в поиске источников финансирования», — сообщил Сергей Крупин.

Ждут сортавальцы, когда у местных властей дойдут руки до городского парка. Столица Приладожья вновь участвует в федеральном конкурсе малых исторических городов. Сумма гранта солидная — 74 миллиона. Если Сортавала окажется в призерах, то парк ждет сказочное преображение. А если запустят федеральную программу по реставрации объектов культурного наследия, то красивейшие здания от финских архитекторов в центре города смогут рассчитывать на вторую жизнь. На восстановление этих архитектурных памятников ни у района, ни у республики сегодня денег нет.

«Планов по развитию города у нас много. Есть проект частного бизнеса по строительству аквапарка. В настоящее время он находится в проработке. Есть проект по созданию „Рускеалы — 2“. Сейчас на карьере проведены основные землеустроительные работы. Есть два крупных инвестора. У одного из них начальная стоимость реализации проекта составляет 2,3 миллиарда, у другого — 2,5 миллиарда. Проект „Рускеала — 2“ не станет конкурентом существующему горному парку. Они будут друг друга дополнять», — поделился планами глава района.

В администрации района готовы креативить и воплощать свои идеи в жизнь, лишь бы туристы оставались в Сортавале подольше. Сегодня гости чаще останавливаются в городе всего на 3 дня, а не на 5-7, как хотят местные власти.

«Подтягиваем соседей — Питкяранту, Суоярви, Лахденпохью, Олонец. Они еще не открыты для туристов, но там есть что показать. Мы готовы и уже организовываем поездки в соседние города. Это туристический кластер. И нам хорошо, что туристы останутся у нас подольше и потратят денег побольше. И соседи в выигрыше — раскачаем экономику этих территорий. Цель у нас одна — развивать туризм и свои города, улучшать качество жизни наших людей», — считает Сергей Владимирович.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

30.08.2024 14:56
Без политики
Рассказываем, кто дает деньги на российское кино, и чем отличается линейный продюсер от исполнительного и креативного.