Советская мода на подиуме и в жизни

Аналитика. Обществоведение
14:29, 25 Января 2022
фото: На показе мод во Дворце культуры «Машиностроитель». Петрозаводск, зима 1987 года. © Фотоархив Бориса Семенова

В СССР мода радовала и волновала людей сильнее, чем сейчас.      

Наше поколение застало споры, можно ли девушкам носить мини-юбки и брюки, а молодым людям – длинные волосы и клеш «как у битлов». Про столицы не знаю, на периферии все еще спорили. Это было давно и недавно – полвека назад.


Примерка. Фоторепортаж «Один день республики». Петрозаводск, июнь 1979 года. © Фотоархив Бориса Семенова

Эти пересуды были отголоском прежних, более серьезных баталий. Западная мода ворвалась в СССР вместе с Московским фестивалем молодежи и студентов 1957 года. Желание быть модным постоянно усиливалось. Ни строгим ревнителям когда-то заведенных правил, ни ценителям хорошего вкуса не под силу было остановить то, что несла с собой мода. 

Мода – совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определенной среде в определенное время. Надо признать: советская мода 1970–1980-х годов старалась, но никак не могла поспеть за западной. Не хватало ни доступной информации о моде, ни самих модных вещей.


И все-таки — мини! Петрозаводск, советское время.© Фотоархив Бориса Семенова

При «модном» дефиците и неуклюжих попытках отвлечь людей от заграничных веяний, именно «ветер с Запада» определял, что модно, а что – нет.

Эталон моды брежневских времен – джинсы! Обязательно – синие, «трущиеся», то есть, легко линяющие, и чтобы влезать в них «с мылом». Мы были уверены: Levis, Lee и Wrangler – лучшие джинсы в мире. К фирменным джинсам все подходит.    

Поговорим о синих джинсах…

Когда-то кто-то решил, что советскому мужчине лучше всего подходит классический костюм: однобортный или двубортный, двойка или тройка, расцветкой строже или веселей, повседневный или праздничный, смотря на какой случай. Служащие – при галстуках. У рабочего галстук по торжественным дням. Так уж сложилось. На черно-белых фото со всевозможных собраний и конференций советского времени у мужчин – черное и белое: темные костюмы, белые рубашки, и все при галстуках.


Если случай торжественный - непременно костюм и галстук. Члены Карельской делегации на XVI съезде ВЛКСМ. Москва, май 1970 года. © Фотоархив Бориса Семенова

Когда в СССР хлынула мода на линялые синие джинсы, будто перевернулись песочные часы, отмеряющие моду и цену на то, что модно: купленные с рук, повидавшие виды джинсы-ветераны старшей возрастной категории стоили дороже, чем хороший мужской костюм из хорошей шерстяной ткани в советском универмаге. Попробуй сейчас купить костюм дешевле пары джинсов, да еще из секонд-хенда. Или продать джинсы по цене костюма.

Говорят, будто советский ГОСТ запрещал выпускать брюки, покрашенные нестойким красителем. Другие говорят, это просто байка. В середине 80-х годов в СССР попытались наладить производство собственных джинсов. Джинсы «Тверь» шили на Калининской швейной фабрике с участием итальянцев.


Те самые синие джинсы. Прохожие. Петрозаводск, советское время. © Фотоархив Бориса Семенова

Я купил пару «Твери» в универмаге «Карелия», причем, без очереди и ажиотажа. Помнится, эти джинсы побывали со мной в первой поездке в Финляндию. Как потом оказалось, в «Карелии» стоило бы прикупить тверских джинсов в запас: больше я их в продаже не видел. Конкурировать со всеми джинсами мира одной швейной фабрике не под силу. Тем более, в стране с населением почти 290 миллионов человек.   

В сентябрьском номере популярнейшего журнала «Юность» за 1976 год опубликовано эссе американского писателя Филиппа Боноски «Синие джинсы». Прогрессивного американского писателя, – как тогда подчеркивали. 

Боноски начинает со слов «Наконец, пришло время поговорить о синих джинсах…», а заканчиваются: «Носите синие джинсы. Это одежда рабочих людей, неофициальная форма рабочих, которую невозможно связать ни с чем иным, кроме труда. Синие джинсы – это люди труда. И это прекрасно».


«Носите синие джинсы». Прохожие. Петрозаводск, советское время. © Фотоархив Бориса Семенова

«Для нас джинсы были своего рода домом – мы жили в них», – вспоминает школьные годы прогрессивный американец. Мы были в шестом классе, когда вышла «Юность» с его «джинсами», и для одних джинсы были самой праздничной одеждой, для других еще только мечтой.


«К джинсам все подходит». Советское время. © Фотоархив Бориса Семенова

Мечты сбываются. Живем в джинсах: удобно, экономично, не надо гладить даже после стирки. «Ну что же это такое: бабушка опять отутюжила джинсы! Ну, по-человечески же просил – не надо этих стрелок!». Это уже из наших, не американских школьных времен.

От дефиле до прилавка

В фотоархиве Бориса Семенова сохранились репортажи с показов мод в Петрозаводске 1970–1980-х годов. Демонстрации мод были весьма популярны. Правда, к ним относились как к развлечению или просветительству, а не как к коммерции: то, что видели на дефиле, в магазине потом не видели. На моду ходили, как в театр.


Дефиле в Доме культуры железнодорожников. Петрозаводск, октябрь 1979 года. © Фотоархив Бориса Семенова

Одно из таких представлений состоялось в тогдашнем Доме быта на набережной Гюллинга в Петрозаводске в воскресенье перед Женским днем 1987 года. По заданию редакции республиканской газеты «Неувосто-Карьяла» я готовил репортаж с этого показа в праздничный номер, и у меня сохранилась вырезка той публикации.


Юная участница модного дефиле в Доме культуры железнодорожников. Петрозаводск, октябрь 1979 года. © Фотоархив Бориса Семенова

…Показ проводил Молодежный театр моды при Городском доме культуры. Программа длилась примерно час и состояла из сценок повседневной жизни под музыку. Участники представили более 50 моделей одежды, разработанных и производимых в объединении «Карелшвейбыт» и на Петрозаводской трикотажной фабрике. Так рассказала ведущая показа, сотрудник Дома культуры Ольга Васильева.


На показе мод в Доме культуры железнодорожников. Петрозаводск, октябрь 1979 года. © Фотоархив Бориса Семенова

Показ прошел в ритмах эстрады и перемежался танцевальными номерами – очень модным тогда брейк-дансом и старым добрым рок-н-ролом.  


На показе моделей во Дворце культуры «Машиностроитель». Петрозаводск, зима 1987 года. © Фотархив Бориса Семенова

– В Молодежном театре моды нас примерно тридцать человек, – рассказали участники после показа. – Большинство – студенты петрозаводских вузов и профтехучилищ. Есть несколько профессионалов, связанных с дизайном и производством одежды.


Приз — зрительские симпатии. На показе мод в Доме культуры железнодорожников. Петрозаводск, октябрь 1979 года. © Фотоархив Бориса Семенова

Одна из них была моя знакомая – красивая, статная девушка из двора, где мы собирались своей компанией в старших классах. У нее были свои увлечения и своя компания. Летящей походкой красавица куда-то спешила мимо нас, исчезая за углом дома. Она замужем за иностранцем, давно проживает в одной из европейских стран. Слышал, что у нее все хорошо.


«Где песни рабочие, новые страна трудовая поет...» Показ образцов одежды в Доме культуры железнодорожников. Петрозаводск, октябрь 1979 года. © Фотоархив Бориса Семенова

От дефиле до прилавка – дистанция огромного размера. Советские модельеры придумывали образцы яркой, красивой одежды, которая не доходила до покупателей, или доходила «скромной» до неузнаваемости: перестраховщики из худсоветов, отсутствие необходимых материалов, фурнитуры, оборудования, пресловутый «вал», нацеленный на покрытие товарного дефицита, бракоделы…


Мужская мода на показе в Доме культуры железнодорожников. Петрозаводск, октябрь 1979 года. © Фотоархив Бориса Семенова


Взыскательное жюри. Модный показ в Доме культуры железнодорожников. Петрозаводск, октябрь 1979 года. © Фотоархив Бориса Семенова

Дефицит желанных товаров оказывался благодатной почвой для господства западной моды. Люксовая одежда из модных столиц мира до нас не доходила и не доходит. Ширпотреб привозили в СССР из заграничных командировок и турпоездок, покупали с рук, доставали из-под полы.


На показе мод в Доме культуры железнодорожников. Петрозаводск, октябрь 1979 года. © Фотоархив Бориса Семенова

У нас в Карелии в какой-то мере чувствовалась близость заграничной Европы, прежде всего, дружественной Финляндии: контакты, поездки, поставки по так называемой приграничной торговле.


Законодатели мод: французский балет в Петрозаводске. Советское время. © Фотоархив Бориса Семенова

«Приехали в Хельсинки. Получили «карманные». Сходил, купил джинсы и кассетник по деньгам. Чувствую: свободен, счастлив!», – с улыбкой вспоминает творческую командировку один из добрых знакомых. Ситуация тоже знакомая: бывало.


Законодатели мод: французский балет в Петрозаводске. Советское время. © Фотоархив Бориса Семенова

«Свободен, счастлив!» – это ощущение из того времени. При всем дефиците люди жили по моде: она – во многом то, что мы хотим и чувствуем. По-моему, в СССР мода радовала и волновала людей сильнее, чем сейчас. 


Комсомольская мода: на XVI съезде ВЛКСМ. Москва, май 1970 года. © Фотоархив Бориса Семенова

Иные времена – иные заботы.

Армас Машин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.