В СССР мода радовала и волновала людей сильнее, чем сейчас.
Наше поколение застало споры, можно ли девушкам носить мини-юбки и брюки, а молодым людям – длинные волосы и клеш «как у битлов». Про столицы не знаю, на периферии все еще спорили. Это было давно и недавно – полвека назад.
Эти пересуды были отголоском прежних, более серьезных баталий. Западная мода ворвалась в СССР вместе с Московским фестивалем молодежи и студентов 1957 года. Желание быть модным постоянно усиливалось. Ни строгим ревнителям когда-то заведенных правил, ни ценителям хорошего вкуса не под силу было остановить то, что несла с собой мода.
Мода – совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определенной среде в определенное время. Надо признать: советская мода 1970–1980-х годов старалась, но никак не могла поспеть за западной. Не хватало ни доступной информации о моде, ни самих модных вещей.
При «модном» дефиците и неуклюжих попытках отвлечь людей от заграничных веяний, именно «ветер с Запада» определял, что модно, а что – нет.
Эталон моды брежневских времен – джинсы! Обязательно – синие, «трущиеся», то есть, легко линяющие, и чтобы влезать в них «с мылом». Мы были уверены: Levis, Lee и Wrangler – лучшие джинсы в мире. К фирменным джинсам все подходит.
Когда-то кто-то решил, что советскому мужчине лучше всего подходит классический костюм: однобортный или двубортный, двойка или тройка, расцветкой строже или веселей, повседневный или праздничный, смотря на какой случай. Служащие – при галстуках. У рабочего галстук по торжественным дням. Так уж сложилось. На черно-белых фото со всевозможных собраний и конференций советского времени у мужчин – черное и белое: темные костюмы, белые рубашки, и все при галстуках.
Когда в СССР хлынула мода на линялые синие джинсы, будто перевернулись песочные часы, отмеряющие моду и цену на то, что модно: купленные с рук, повидавшие виды джинсы-ветераны старшей возрастной категории стоили дороже, чем хороший мужской костюм из хорошей шерстяной ткани в советском универмаге. Попробуй сейчас купить костюм дешевле пары джинсов, да еще из секонд-хенда. Или продать джинсы по цене костюма.
Говорят, будто советский ГОСТ запрещал выпускать брюки, покрашенные нестойким красителем. Другие говорят, это просто байка. В середине 80-х годов в СССР попытались наладить производство собственных джинсов. Джинсы «Тверь» шили на Калининской швейной фабрике с участием итальянцев.
Я купил пару «Твери» в универмаге «Карелия», причем, без очереди и ажиотажа. Помнится, эти джинсы побывали со мной в первой поездке в Финляндию. Как потом оказалось, в «Карелии» стоило бы прикупить тверских джинсов в запас: больше я их в продаже не видел. Конкурировать со всеми джинсами мира одной швейной фабрике не под силу. Тем более, в стране с населением почти 290 миллионов человек.
В сентябрьском номере популярнейшего журнала «Юность» за 1976 год опубликовано эссе американского писателя Филиппа Боноски «Синие джинсы». Прогрессивного американского писателя, – как тогда подчеркивали.
Боноски начинает со слов «Наконец, пришло время поговорить о синих джинсах…», а заканчиваются: «Носите синие джинсы. Это одежда рабочих людей, неофициальная форма рабочих, которую невозможно связать ни с чем иным, кроме труда. Синие джинсы – это люди труда. И это прекрасно».
«Для нас джинсы были своего рода домом – мы жили в них», – вспоминает школьные годы прогрессивный американец. Мы были в шестом классе, когда вышла «Юность» с его «джинсами», и для одних джинсы были самой праздничной одеждой, для других еще только мечтой.
Мечты сбываются. Живем в джинсах: удобно, экономично, не надо гладить даже после стирки. «Ну что же это такое: бабушка опять отутюжила джинсы! Ну, по-человечески же просил – не надо этих стрелок!». Это уже из наших, не американских школьных времен.
В фотоархиве Бориса Семенова сохранились репортажи с показов мод в Петрозаводске 1970–1980-х годов. Демонстрации мод были весьма популярны. Правда, к ним относились как к развлечению или просветительству, а не как к коммерции: то, что видели на дефиле, в магазине потом не видели. На моду ходили, как в театр.
Одно из таких представлений состоялось в тогдашнем Доме быта на набережной Гюллинга в Петрозаводске в воскресенье перед Женским днем 1987 года. По заданию редакции республиканской газеты «Неувосто-Карьяла» я готовил репортаж с этого показа в праздничный номер, и у меня сохранилась вырезка той публикации.
…Показ проводил Молодежный театр моды при Городском доме культуры. Программа длилась примерно час и состояла из сценок повседневной жизни под музыку. Участники представили более 50 моделей одежды, разработанных и производимых в объединении «Карелшвейбыт» и на Петрозаводской трикотажной фабрике. Так рассказала ведущая показа, сотрудник Дома культуры Ольга Васильева.
Показ прошел в ритмах эстрады и перемежался танцевальными номерами – очень модным тогда брейк-дансом и старым добрым рок-н-ролом.
– В Молодежном театре моды нас примерно тридцать человек, – рассказали участники после показа. – Большинство – студенты петрозаводских вузов и профтехучилищ. Есть несколько профессионалов, связанных с дизайном и производством одежды.
Одна из них была моя знакомая – красивая, статная девушка из двора, где мы собирались своей компанией в старших классах. У нее были свои увлечения и своя компания. Летящей походкой красавица куда-то спешила мимо нас, исчезая за углом дома. Она замужем за иностранцем, давно проживает в одной из европейских стран. Слышал, что у нее все хорошо.
От дефиле до прилавка – дистанция огромного размера. Советские модельеры придумывали образцы яркой, красивой одежды, которая не доходила до покупателей, или доходила «скромной» до неузнаваемости: перестраховщики из худсоветов, отсутствие необходимых материалов, фурнитуры, оборудования, пресловутый «вал», нацеленный на покрытие товарного дефицита, бракоделы…
Дефицит желанных товаров оказывался благодатной почвой для господства западной моды. Люксовая одежда из модных столиц мира до нас не доходила и не доходит. Ширпотреб привозили в СССР из заграничных командировок и турпоездок, покупали с рук, доставали из-под полы.
У нас в Карелии в какой-то мере чувствовалась близость заграничной Европы, прежде всего, дружественной Финляндии: контакты, поездки, поставки по так называемой приграничной торговле.
«Приехали в Хельсинки. Получили «карманные». Сходил, купил джинсы и кассетник по деньгам. Чувствую: свободен, счастлив!», – с улыбкой вспоминает творческую командировку один из добрых знакомых. Ситуация тоже знакомая: бывало.
«Свободен, счастлив!» – это ощущение из того времени. При всем дефиците люди жили по моде: она – во многом то, что мы хотим и чувствуем. По-моему, в СССР мода радовала и волновала людей сильнее, чем сейчас.
Иные времена – иные заботы.
Армас Машин
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание