Правительство РФ вместе с экспертами готовит Стратегию развития образования на ближайшие 10 лет.
Достойная зарплата для учителя, сдача ЕГЭ без репетиторов, единые государственные учебники по адекватной цене, инженерные школы и современные кампусы мирового уровня – это лишь часть тем, которые прозвучали на минувшей неделе на «правительственном часе» в Совете Федерации. Зампредседателя правительства Дмитрий Чернышенко рассказал сенаторам о Стратегии развития образования, над которой сегодня работают чиновники и эксперты. Документ рассчитан на период до 2036 года с перспективой до 2040-го. Так каких изменений ждать в сфере образования в ближайшие 10-15 лет?
«Мы выделили 180 наиболее наболевших вопросов, определили пять ключевых вызовов: это необходимость обеспечения технологического лидерства и устойчивой динамики нашей экономики; текущая трансформация миропорядка (ценностная война, которая ведется против России); угрозы стремительного развития технологий, в том числе искусственного интеллекта, цифровизации; неравные стартовые возможности, разобщенность социальных групп; грядущая демографическая яма. Для ответа на эти вызовы сформирован перечень системообразующих мероприятий в разрезе разных уровней образования», - отметил в начале своего выступления в Совфеде российский вице-премьер.
По словам Дмитрия Чернышенко, вся стратегия строится вокруг человека, вокруг его интересов. Поэтому роль учителя здесь не переоценить. В правительстве хотят повысить статус и престиж педагога. Одна из первоочередных задач, по мнению вице-премьера, - разработка механизма достойной оплаты труда учителя и мер по привлечению, удержанию квалифицированных кадров.
«Минтрудом проводится тестирование сейчас пилотной программы по внедрению новой модели оплаты труда для бюджетных организаций. Это инициатива Совета Федерации. Для участия в "пилоте" выбраны 15 субъектов. И Министерство просвещения также формирует комплекс мер, направленных на повышение статуса педагога», - поделился Дмитрий Чернышенко.
А вот с репетиторами, без помощи которых школьники сегодня зачастую не могут набрать высокие баллы при сдаче ЕГЭ, будут бороться, повышая качество образования. Уже подготовлен законопроект, который направлен на гарантированное качественное получение педработниками дополнительного профессионального образования.
«Для получения новой квалификации необходимо будет пройти профессиональную переподготовку именно в государственных организациях, а не в каких-то частных компаниях. Министерству просвещения совместно с Рособрнадзором поручено проработать вопрос повышения качества образования, что позволит нашим школьникам успешно осваивать эти программы без обращения к услугам репетиторов», - рассказал вице-премьер.
Одна из важных задач, стоящих перед кабмином, - разработка единых государственных учебников по базовым школьным предметам. По мнению Дмитрия Чернышенко, это позволит сформировать единое образовательное пространство на территории всей страны, обеспечить качество и адекватную стоимость учебников. Экспертизой этих учебников будет заниматься Российская академия наук, которую наделили данными полномочиями специальным законом.
Вице-премьер также обратил внимание на растущий спрос на рабочие специальности и профессии. Становлению среднего профессионального образования способствует проект «Профессионалитет». В настоящее время в 81 регионе создано уже 493 кластерапо 24 отраслям экономики и социальной сферы. А к 2030 году кластеры должны появится во всех 89 субъектах РФ,их будет 940.
Расти будет и число бюджетных мест по инженерным специальностям. В этом году их количество составило порядка 250 тысяч – это более 40 процентов от общего объема.
«У нас реализуется уже третий год федеральный проект "Передовые инженерные школы", было создано 50 таких школ в 23 регионах, и президент поручил увеличить это количество до 100», - отметил вице-премьер.
В правительстве РФ считают, что выпускники школ не должны массово покидать свои регионы, перебираться в Москву и Санкт-Петербург. Поэтому особое внимание будет уделяться балансу контрольных цифр приема между субъектами и федеральными городами.
«В приоритете, конечно, должны быть регионы, чтобы ребята, отучившись, работали на своих местах. Более 70 процентов бюджетных мест выделяется субъектам», - уточнил Дмитрий Чернышенко.
Кроме того, кабмин по поручению президента должен разработать механизм, чтобы распределять не менее 50 процентов бюджетных мест в рамках прямого госзаказа на кадры. Одним из критериев станет показатель востребованности выпускников вуза и его деятельности.
«Мы меняем и саму университетскую среду прежде всего за счет создания сети современных кампусов мирового уровня. Таких объемов строительства общежитий, инфраструктуры для вузов в нашей стране не было с 70-х годов. Сейчас уже реализуется 25 проектов (было три волны отбора) общей площадью более 3 млн квадратных метров. К 2036 году по поручению президента будет создано всего 40 таких современных кампусов», - сказал заместитель председателя правительства РФ.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко оценила работу Дмитрия Чернышенко над подготовкой Стратегии развития образования. Но, по ее мнению, пора завершать оформление документа, чтобы не утонуть в бесконечных дискуссиях.
«Мне кажется, уже прошло много времени, надо сосредоточиться на окончательном формулировании стратегии, а главное, после ее принятия подготовить план конкретных действий по ее реализации, чтобы были сроки, были ответственные, было понимание этапности преобразований. Очень часто, к сожалению, хорошие, умные документы зависают в реализации», - отметила председатель Совета Федерации.
По словам Валентины Матвиенко, сегодня нужно четко понимать, какие специалисты нужны экономике с учетом ее реструктуризации, с учетом новых профессий, новых тенденций и высоких технологий. Цифры приема в высшие учебные заведения должны быть синхронизированы с прогнозом социально-экономического развития страны, который подготовил Минэкономразвития РФ, и прогнозом потребностей в трудовых ресурсах до 2036–2040 годов.
«При контрольных цифрах набора в вузы сегодня нужно делать акцент, во-первых, на профессии, которые нужны, и, во-вторых, - на региональных высших учебных заведениях. Вот скажите: в Москве 1 миллион студентов, это оправданно? Причем мы контролируем контрольные цифры поступления на бюджет, и более слабый режим – на платное обучение. С 90-х годов многие московские вузы, не имея соответствующей материальной базы, не имея профессорско-преподавательского состава, расширили прием на коммерческое образование, не обеспечивая должного качества. Это очевидно. Сегодня студентов в Высшей школе экономики больше, чем в Московском государственном университете, и они этим хвалятся. Скажите, разве это нормально? Разве дело в количестве? Дело в качестве, сколько мы готовим, кого и какого качества.Надо стараться, чтобы все-таки люди оставались в своих регионах, учились в своих вузах, рожали детей, решали жилищные проблемы и так далее», - уверена спикер палаты регионов.
По словам Валентины Матвиенко, проблему репетиторов, которые, как правило, работают неофициально, можно решить просто. Достаточно ввести в школах единую программу, единые государственные учебники, а единый госэкзамен при этом должен соответствовать этой программе.
«Чтобы на ЕГЭ не было экзотических вопросов, которые просто в школе даже не проходили», - сказала председатель Совета Федерации.
Второй способ борьбы с засилием репетиторства – это учет при поступлении в вуз средней оценки по аттестату, уверена Валентина Матвиенко.
«Любой экзамен – это же лотерея. Вот разволновался ребенок, или все вопросы наизусть знает, а одного не знал, и он получает меньше баллов, необходимых для поступления. Мне кажется, средняя оценка по аттестату должна обязательно учитываться при поступлении в вузы. Это оценка ребенка за 11 лет. Он трудился, он имеет среднюю оценку лучшую и заслужил право на зачисление в вуз», - считает спикер Совфеда.
Совсем отказываться от Единого государственного экзамена, Матвиенко не советует. Смысл в введении этого экзамена, позволяющего ребенку независимо от места жительства и его материального состояния, направить документы в несколько престижных вузов, был и есть.
«Другое дело, что ЕГЭ надо усовершенствовать Единый государственный экзамен с точки зрения его качества, вопросов, которые там есть, соответствия школьной программе и так далее, чтобы он не превращался в ответы типа "угадайки". Нет! Давайте над этим поработаем», - сказала председатель палаты регионов.
Эти и другие предложения попадут в постановление Совфеда по итогам «правчаса» «О стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов».
По словам сенатора от Карелии Игоря Зубарева, в документ войдут такие рекомендации правительству РФ, как формирование комплексной программы развития среднего профессионального образования, включив в нее мероприятия по модернизации инфраструктуры колледжей и техникумов. Эти мероприятия должны быть профинансированы за счет федерального бюджета. Также в постановление включат пункты, касающиеся установления единой системы оплаты труда педагогических работников детских садов и школ и снижения бюрократической нагрузки на учителей.
«Регионы должны направить в правительство Российской Федерации свои предложения по проекту стратегии с учетом первоочередных задач в области образования, стоящих перед субъектом. Их голоса должны быть услышаны. Кроме того, Совет Федерации рекомендует региональным властям разработать меры поддержки талантливой молодежи,чтобы предотвратить ее отток в города-миллионники. Мы все заинтересованы в том, чтобы образование, которое получают наши дети, было качественным. Мы хотим, чтобы профессию, которую они выберут, была востребованной на рынке труда. Поэтому продолжим работать вместе с регионами над проектом стратегии, которая, по сути, реформирует сферу образования в России», - считает Игорь Зубарев.
Наталья Соколова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание