Глава Петрозаводска Владимир Любарский подвел итоги уходящего 2022 года.
Несмотря на спецоперацию и санкции, которые повлияли на многие аспекты в нашей жизни, в Петрозаводске в этом году произошли изменения, от которых зависит будущее города. В 2022 году были приняты изменения в Генплан, стартовали транспортная реформа и программа комплексного развития Октябрьского района. При этом продолжались работы по реализации различных проектов по благоустройству. Но все ли планы города удалось воплотить в реальность? И как эту работу оценивают власти столицы Карелии? Об этом мы поговорили с главой Петрозаводска Владимиром Любарским накануне Нового года.
— Владимир Константинович, в 2022 году был принят Генеральный план Петрозаводска. Теперь границы столицы Карелии с новыми лесными участками и зонами индивидуальной застройки узаконены. Но Генплан действует только до 2025 года. Он учитывает дальнейшие планы по развитию города, включая проект комплексного развития территорий?
— Технологически электронная структура Генерального плана, который мы получили, позволяет работать с ним эффективно и оперативно. Откорректировав в соответствии с Генпланом в 2023 году Правила землепользования и застройки, мы должны будем параллельно приступить к новой редакции Генплана.
Перспективы роста в действующую редакцию Генплана были заложены. Комплексное развитие территорий и индивидуальное жилищное строительство — это ключевые вещи в Генеральном плане и в стратегии нашей работы на перспективу. Этого горожанам не хватало. Земля целых районов находилась в лесфонде. Теперь юридически все встало на свои места. После корректировки Правил землепользования и застройки мы откроем даже не дверь, а ворота активизации процесса в решения жилищных проблем.
— Значит, более трех тысяч многодетных семей, которые стоят в очереди на земельные участки, наконец смогут получить землю уже в 2023 году?
— После корректировок Правил землепользования и застройки мы, во-первых, юридически оформим уже выделенные участки в ТИЗ «Усадьба» и в Университетском городке. А дальше будем иметь возможность выделять новые участки под индивидуальное жилищное строительство, в том числе и для многодетных.
Есть другая проблема, которую нужно решать совместно с республиканскими властями. Нам нужно взвесить наши общие возможности для того, чтобы выделять участки уже с минимальным, необходимым набором коммуникаций. Выдавать просто землю — это путь в никуда. Люди не должны совершать подвиги, строя дома среди болот. Так что над решением этого вопроса должны поработать и власть, и бизнес, и те, кто за этими участками придет.
— В этом году был дан старт программе комплексного развития Октябрьского микрорайона. А что жители Петрозаводска получат после реализации этого проекта?
— Октябрьский район специфичен. Здесь относительно свежие дома существуют рядом с полубарачными домами, часть из которых попала в программу расселения аварийного жилья, а часть — нет. И до сегодняшнего дня программа была единственным инструментом, с помощью которого облик города преображался, но преображался фрагментарно. Мы наблюдали и наблюдаем парадоксальные ситуации, когда на одной и той же улице два дома одного времени постройки, один из которых включен в программу и будет снесен, а второй еще не скоро пойдет под снос. Такая же ситуация и с капитальным ремонтом. Один дом привели в порядок, а рядом стоит такой же, но без ремонта. Такая пятнистая картина не способствует социальной справедливости и созданию достойного архитектурного облика города.
Проект комплексного развития территорий позволяет включить в процесс бизнес. Бизнес приходит на территорию Октябрьского района, самостоятельно сносит дома и на высвобождающейся территории строит жилье. Но основа строительства — обновление коммунальной инфраструктуры. Поставить коробку проще всего. А если нет сетей, или они устарели, их мощностей недостаточно, то получается бессмысленная трата сил и средств. В ноябре здесь стартовали активные работы. Компания «ПКС-Водоканал» не просто заменит трубы, но и увеличит их диаметр, чтобы гарантировать запас пропускной способности.
Столь масштабная стройка связана с определенными неудобствами — придется корректировать движение транспорта, пешеходов и так далее. Прошу жителей Петрозаводска отнестись к объездам и обходам с пониманием.
— Петрозаводск получил беспрецедентную поддержку от республики — субсидию в 1,4 млрд рублей. На что потратили деньги? Все ли запланированное удалось сделать?
— Мы распределяли субсидию совместно с республиканским правительством, депутатами. В любом важном деле самое главное правильно расставить приоритеты. А они были расставлены верно, на основе анализа городских проблем, которые лежат на поверхности. Что любой петрозаводчанин «выделяет» в городе? Транспортное сообщение. Статусу столичного города оно никак не соответствует. Никаких шагов по исправлению ситуации долгие годы не предпринималось. Эксплуатировали советское наследие. А оно не вечно. За счет помощи республиканской власти мы купили 16 новых троллейбусов из Вологды и пять белорусских машин. Это первый шаг в обновлении парка «Городского транспорта».
Конечно, вопросы благоустройства волновали и волнуют горожан. И мы постарались привести в порядок набережную, Левашовский бульвар, «Галерею героев Советского Союза», за состояние которой нас справедливо ругали. Березовая аллея нуждалась в продолжении благоустройства. Работы пришли и в Зарецкий парк. Всего в этом году благоустроено 30 парков и скверов.
— А работами по модернизации уличного освещения довольны?
— Когда получил в наследство судебное решение по БалтЭнергоЭффект и находишься под финансовым грузом, трудно двигаться в этом направлении вперед. Мы должны будем заплатить в течение первого квартала 2023 года еще 129 млн рублей. Тем не менее, проблемы с освещением в городе есть. Если бы не получили субсидию из республиканского бюджета, мы бы ничего не сделали в этом году. Всего удалось осветить 43 объекта, в городе установили 1750 светильников — это в пять раз больше, чем в прошлом году.
Для меня большое достижение то, что освещение появилось там, где его никогда не было. Я вырос на улице Горького, мальчишкой часто бегал за железнодорожные пути, где мы играли в районе улицы Фурманова. Сколько себя помню, там освещения не было никогда. Когда мы эту улицу осветили, люди нас благодарили.
— Мы уже затронули транспортную реформу. Чего ждать пассажирам: изменится ли обслуживание в 2023 году?
— Мы много раз говорили о том, что по городу курсируют автобусы, перевозят горожан, и при этом у администрации нет никакого инструмента влияния на перевозчиков, нет никаких договорных отношений с ними. Это абсурд полнейший. Где-то кто-то когда-то эти решения не доработал.
Много разговоров было о том, городская администрация готова была приговорить троллейбусное управление. Но это пустая болтовня. Я не специалист и не мог высказываться до того, как не получил вердикт РосДорНИИ о судьбе троллейбусов. Но специалисты подтвердили мои предположения о том, что троллейбусное сообщение Петрозаводску нужно и соответствует реалиям, в которых город живет.
Вторая история с перевозчиками. Есть две модели — нерегулируемый тариф, когда перевозчики сами устанавливают цену, и регулируемый тариф, когда из бюджета осуществляется доплата перевозчикам за проделанную работу (брутто или нетто-контракты). Единственный способ получить с автобусными перевозчиками договорные контрактные отношения — переход на регулируемый тариф. Это дает нам юридическое право сказать: «До свидания, приходите вы или кто-то другой, но на новых условиях». Условия будут прописаны в контракте, за их несоблюдение применяются штрафные санкции вплоть до расторжения контракта.
Идеальная картина транспортной модели, рассчитанная РосДорНИИ, это когда по обновленной на 40 процентов маршрутной схеме движения будут работать новые автобусы с водителями в униформе, с системой ГЛОНАСС, и пассажиры смогут следить за их передвижением в приложении «Умный транспорт». Такая модель стоит денег, которых ни у города, ни у республики нет. Мы понимаем, что решение настолько сложное, что реализовать его одномоментно, не получится. Требуется поэтапная работа, чтобы не допустить серьезных ошибок. Специалисты администрации вместе с РосДорНИИ разработали пилотную модель на несколько маршрутов — № 5, 14, 29. Запустим их во втором квартале 2023 года, а дальше будем смотреть.
Но главное, что уже на первом этапе реализации реформы мы получим договорные отношения с перевозчиками. У нас будет действенный инструмент влияния на недобросовестных маршрутчиков. Если за несоблюдение интервала движения перевозчики будут в первый раз получать 50 тысяч штрафа, второй раз — 100 тысяч, а в третий раз — расторжение контракта, то это заставит их задуматься.
Что касается повышения стоимости проезда в троллейбусе с 1 января до 38 рублей, то его не избежать. Это решение вынужденное и безальтернативное. Себестоимость поездки сейчас превышает 52 рубля. Но правда жизни заключается в том, что ничего другого мы предложить не можем по объективным причинам. В нашем с вами общем городском бюджете заложено 39 миллионов рублей на субсидирование троллейбусного управления. При условии сохранения стоимости проезда в 30 рублей этих денег хватит только на первый квартал. Можем мы себе это позволить? Остановим троллейбусы? Я не пытаюсь ничего преувеличивать. Мы можем существовать только на те деньги, которые у нас есть. Республика нам помогает, но мы должны полагаться на свои собственные силы, которые нужно соизмерять с имеющимися возможностями. Помимо транспорта у нас есть школы и садики, нуждающиеся в ремонте, есть улицы, требующие уборки, и другие полномочия.
— В этом году администрация сменила подрядчика по уборке города. И с началом зимы Кондорожское ДРСУ проходит испытание за испытанием. Снег сыпется, ледяной дождь идет. В начале сезона вы высказывали претензии в адрес подрядчика. А сейчас довольны его работой?
— То, что снег сыпется, я доволен. Зима должна быть зимой, какие бы трудности это не доставляло городской администрации.
Расставание с прежним подрядчиком было сложным. К большому сожалению, не могли расстаться с Техрентом раньше, иначе мы бы вообще остались без организации, убирающей город. С учетом тех денег, которые оставались в действующем контракте, к нам бы никто не пришел. Но нам помогали выживать, и Кондопожское ДРСУ в том числе. Сейчас мы существуем в рамках контракта, который действует до конца года. Генподрядчик — Кондопожское ДРСУ, есть субподрядчики. Эта формула позволяет обеспечить некую конкуренцию и взаимозаменяемость, взаимопомощь в рамках распределения территорий для уборки.
Замечания по работе были и есть. Ежедневно в текущем режиме работники комитета ЖКХ занимаются этими вопросами. Но мы пошли и на нестандартные решения. Сформировали контрольные группы из сотрудников мэрии, в чьем ведении не находится работа по уборке. Они выезжают, смотрят, как производится уборка, высказывают свои замечания. Это дополнительный инструментарий контроля.
Мы с подрядчиком пошли на создание системы онлайн-мониторинга за передвижением техники, убирающей город. Сейчас мы видим машины Кондопожского ДРСУ, через некоторое время здесь появится техника и субподрядчиков.
Но если за один день в 2021 году мы получили 745 жалоб в ЕДДС на уборку снега, то за этот же день в 2022 году таких обращений было 45. Проанализировали мы и травматизм. Здесь тоже идет снижение. Так что разница очевидна. Да, картина не идеальная, но мы над этим работаем.
— Некоторые говорят, что сейчас нам не до праздников. А Петрозаводск готовится встречать Новый год. Город украшен, елки установлены во всех районах. С 28 декабря начнет работу традиционная Рождественская ярмарка на площади Кирова. Может, стоило свернуть праздничную программу?
— А кто может отменить Новый год? Никто. Сегодня есть единичные возгласы: «Сидите дома, ничего не надо праздновать». Думаю, что на них не стоит обращать внимания. В целом люди поддерживают то, что Новый год нужно отметить. Мы пошли на определенные корректировки: не стали закупать новые украшения. Возможно, они бы и пригодились, но это не самое актуальное в тех условиях, когда в первую очередь нужно позаботиться об участниках спецоперации и их семьях, детях. Мы отказались от фейерверка. Переживем. Кто захочет, купит бенгальские огни. Но ярмарка, каток, елки для детей будут. Даже в Великую Отечественную войну праздник для детей не отменяли.
— А как глава Петрозаводска встретит Новый год? Есть какие-то семейные традиции?
— В кругу семьи, традиционно. Ярких традиций у нас нет. Елка, подарки, «Ирония судьбы», селедка под шубой. Это теплый семейный праздник.
В одном из моих любимых фильмов «Однажды в Америке» главного героя спросили: «Где ты был все это время, Лапша?». А он ответил: «Я рано ложился спать». Подозреваю, что в эту новогоднюю ночь я долго за столом не задержусь. Дежурный по городу с докладом будит в 6 утра, вставать приходится рано, так что куролесить до утра уже не по силам.
Желаю петрозаводчанам встретить праздник с надеждой и верой… А, главное — пусть это прозвучит банально, но мне это кажется важным — желаю всем здоровья. Пусть всегда будут рядом родные и близкие. Пусть вы всегда чувствуете поддержку семьи. Пусть всегда будут люди, которым можно позвонить, поговорить, встретиться, обнять… С наступающим Новым годом!
Наталья Соколова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание