Норвежцы обеспокоены ростом турпотока. С одной стороны, это приток денег, с другой – проблемы с экологией, инфраструктурой и населением.
В частности, речь идет о Лофотенских островах, куда "Баренц Пресс" организовал тур для российских журналистов. Исконно промысловый архипелаг, население которого занималось по большей части промышленным ловом рыбы, постепенно превращается в мекку мирового туризма.
Лофотены расположены на западе от материковой Норвегии с населением порядка 24 тысяч человек. Столицей архипелага считается город Свольвер.
"За год нас посещает приблизительно 1,3 миллиона туристов, - рассказывает мэр Свольвера Эйвинд Холст. – Практически 400 тысяч человек от этого числа находятся на островах менее 3 часов. Это пассажиры круизных лайнеров. Статистика говорит о том, что в год на Лофотенских островах сдается приблизительно 1 миллион гостиничных номеров или комнат для ночлега. Из них 50% - это зарегистрированные туристы".
При этом Холст отмечает, что эта статистика не официальная, потому что ее просто не существует. Власти могут посчитать, сколько туристов посетило острова, основываясь на количестве снятых гостиничных номеров. Однако посчитать, сколько человек приезжает на Лофотены посредством различных интернет-сервисов, таких как AirBnB или Booking, практически невозможно. И конечно же, деньги от аренды не поступают в бюджет в виде налогов.
Официально в 2018 году было зарегистрировано 514,2 тысячи туристов. Но это лишь половина от реального положения дел, считает мэр Свольвера, или даже меньше. В итоге, отмечает Холст, частный сектор отталкивает инвесторов. С 2009 года не было построено ни одного туристического объекта.
Но власти намерены увеличить турпоток на архипелаг. И даже решили построить для этого крупный аэропорт, способный принимать большое количество самолетов. Сейчас на островах действует три небольших аэропорта и вертолетная площадка.
"У туризма есть свои недостатки, но я хотел бы подчеркнуть, что в нашем муниципалитете очень мало недовольных туристами. Но чем дальше вы продвигаетесь на запад архипелага, тем больше вы можете встретить жителей, недовольных туристами. Именно там туристы приезжают на два-три часа, не оставляя никаких денег", - пояснил Холст.
В то же время, заявил он, Лофотенские острова способны принимать до 4 миллионов человек в год. Однако цифра это не подтверждается никакими официальными данными.
Тем не менее на Лофотенах создана и действует компания Destinasjon Lofoten, в чью задачу входит продвижение архипелага на туристическом рынке.
"Туроператоры в последнее время нацелены на то, чтобы приспособить свой бизнес к той аудитории, которая наиболее платежеспособна, - уточнил руководитель фирмы Вэгейр Селбуэ. – И мы видим, что это становится трендом. Это и тенденция в мировой туристической индустрии. Мы нацелены на то, чтобы сформировать эксклюзивное предложение. Наша стратегия в том, чтобы люди приезжали на Лофотенские острова, чтобы установить контакт с природой, побыть в уединении и в тишине. В этом наше предложение – аутентичные впечатления. Мы не хотим, чтобы народ воспринимал Лофотенские острова, как некий туристический муравейник".
Селбуэ отмечает, что еще 4 года назад 70% туристов на Лофотенах составляли сами норвежцы. Теперь же ситуация изменилась с точностью до наоборот.
Одно из самых знаменитых поселений Лофотенских островов – Нюсфьорд. Еще 30 лет назад это была рыбацкая деревушка, где проживало 100 человек. Основным промыслом местного населения являлся вылов атлантической трески, которая экспортируется и по сию пору по всему миру. Сейчас – все поселение является историческим памятником, которое охраняется государством. Даже разбитое стекло в доме не просто заменить. Нужно получить множество согласований и найти стекло тех же свойств и качеств, которые использовались местными жителями в прошлых веках. Заниматься промышленным ловом трески в деревне нельзя, так как причал не соответствует требованиям местного законодательства. Поэтому здесь принимают туристов, предлагая спортивную рыбалку.
Как рассказывает Свен, местный житель, в прошлом рыбак, сейчас в Нюсфьорде постоянно проживает 22 человека. В высокий туристический сезон сюда приезжают на сезонные заработки иностранцы. В основном, из Восточной Европы. Между тем Нюсфьорд посещает до 45 тысяч туристов в год.
"Молодежь не желает жить в музее и быть экспонатом для туристов, - поясняет Свен. – Они уезжают на материк в большие города и уже не возвращаются". Как поясняет нам переводчик, речь Свена изобилует обсценной лексикой. Это особенность речи жителей севера, в особенности, рыбаков – матом они разговаривают.
"Инфраструктура, - продолжает Свен, - ни черта не приспособлена для туристов. Парковок не хватает. Туристы могут запереть своими автобусами и машинами автомобили местных жителей. И те даже не могут выехать на работу или по делам".
- А как же полиция? – спрашиваем мы.
- Полиция есть. Но она в другом городе. Надо 12 часов ждать этот их хренов автомобиль! – возмущается Свен.
По его словам, самые невозможные туристы – молодежь из Франции. Они уходят в горы и оставляют после себя горы мусора. Местным все это приходится убирать.
- А сами вы где проводите отпуск? Выезжаете куда-нибудь?
- Нет, за сезон я столько всего наслушаюсь и насмотрюсь, что нет никакого желания слушать эти дъяволовы речи еще раз.
Действительно, на Лофотенах очень мало мусорных баков или контейнеров. В основном, урны встречаются только в центре крупных населенных пунктов. При этом горные тропы и маршруты, где установлены современные камеры для подсчета туристов, отличаются отсутствием мест для сбора мусора. Более того, на них нет туалетов. Мы прошли почти восьмикилометровый маршрут по горным перевалам, который ведет к пляжу. Но ни одного туалета или мусорницы на всем протяжении нет. В то же время пляжи пользуются популярностью у туристов, которые могут разбивать здесь целые палаточные городки.
"Многие (туристические) места настолько маленькие, они не приспособлены для приема большого количества туристов. Там нет туалетов, возникает проблема со складированием мусора. Вытаптывается природа, - объясняет сотрудник исследовательского института Северной Норвегии Карин Антонсен. – Вы можете представить, если 100 палаток расположится на берегу одного из самых красивейших наших пляжей, не оборудованных туалетами. К чему это приведет".
- Почему же вы не оборудуете все эти места туалетами?
- Кто за это заплатит? – отвечает Антонсен, - кто будет в это инвестировать деньги? Тут причины финансовые только.
Она поясняет, что бюджеты местных муниципалитетов или коммун состоят из налоговых поступлений от населения. И эти деньги по большей части расходуются для улучшения жизни местных жителей. Муниципалитеты не могут себе позволить расходовать средства на совершенствование туристической инфраструктуры. Тем более, что сейчас возникает проблема с "дикими" туристами. И связано это с социальными сетями. Стоит кому-нибудь опубликовать фотографию в том же Instagram, как толпы желающих устремляются увидеть тот же самый пейзаж. Чаще всего такие туристы пользуются сервисами для бронирования жилья, сами арендуют транспорт, если есть необходимость. И все равно львиная доля их расходов идет мимо местных бюджетов. В настоящее время на островах активно идут дебаты: кто же должен инвестировать в туристическую инфраструктуру? Не стоит ли обязать это делать владельцев сети отелей и туроператоров, которые даже не зарегистрированы на Лофотенах?
Местные муниципалитеты также предлагали ввести туристический сбор для посещающих Лофотенские острова, но парламент Норвегии отклонил эту инициативу.
По словам Антонсен, туристический сезон на Лофотенских островах в последнее время длится круглый год. Туристам предлагаются походы в горы, морская рыбалка, экскурсии, поездки на велосипедах и пешие прогулки. В феврале-марте к Лофотенским островам приплывает для нереста атлантическая треска. Тогда сюда съезжаются рыбаки со всего мира.
В основном, архипелаг посещают жители Германии, Франции и Швеции. Что касается россиян, то в 2018 году знаменитые норвежские острова посетили 4,2 тысячи наших соотечественников.
Многие исследователи и сами местные жители в последнее время замечают, что некогда заповедные места вытаптываются туристами, меняются горные тропы, постепенно изменяется ландшафтные особенности.
Но одну из главных опасностей местные жители и исследователи видят в круизном туризме. Когда морской лайнер привозит к берегам Лофотен сразу тысячи туристов.
"Их очень много, - говорит директор центра туризма в Рейне, - Их много, и они слабо подготовлены. Они мало внимания уделяют культуре и местной жизни. Они нарушают покой и уклад населения, заходя на частные территории и даже в дома".
"Растущий туристический поток приводит к увеличивающейся нагрузке на природу. Замусоривание и тому подобное подтверждает другую проблему – проблему инфраструктуры, - подытоживает Антонсен. – Муниципалитеты вопреки всему находят средства для установки новых туалетов, мусорных контейнеров. Но чего мы боимся, так это того, что будет подорвана репутация Лофотенских островов как туристического направления".
Роман Баландин
Фото автора
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание