Михаил Полыванчук, замдиректора компании "ТехРент", откровенно ответил на самые актуальные вопросы, касающиеся уборки дорог в Петрозаводске.
Петрозаводск стал чище
С 2014 года дороги Петрозаводска убирает компания "ТехРент", и в городе стало заметно чище. Это замечают обычные петрозаводчане, которые ходят и ездят по дорогам каждый день, и, что немаловажно, - руководители городской администрации, которая является непосредственным заказчиком работ.
Это не означает, что проблем не осталось. На протяжении четырех лет "ТехРент" пополняет базу уборочных машин, приобретая современную технику, анализирует ошибки, чтобы в следующий сезон улучшить работу по тем или иным направлениям. Вот сейчас позади осень, в ноябре наступает авральный период: то оттепель, то похолодание, влага ложится на дороги и при малейшем ветерке превращается в тонкий и коварный слой льда. Только успевай посыпать. Народу угодить сложно, а "ТехРент" похвалы и не ждет, - просто старается качественно выполнять свою работу, убирая дороги Петрозаводска 24 часа в сутки.
Сегодня мы хотим рассказать о тех, кто делает городские магистрали чистыми и безопасными. Мы встретились с заместителем генерального директора ООО "ТехРент" Михаилом Григорьевичем Полыванчуком, который не только рассказал о себе, но и ответил на самые наболевшие вопросы.
Например, почему в Петрозаводске тротуары зимой посыпают песком, а не каменной крошкой; какие-то районы убираются раньше, а какие-то позже; и как они борются с водителями, которые оставляют машины, где попало, и мешают уборке дорог…
Награда "За заслуги перед Петрозаводском"
Передо мной сидел невысокий коренастый мужчина в кожанке, из кармана рубашки торчали сразу несколько ручек – так бывает у тех, кому надо постоянно что-то быстро подписывать на бегу, на ходу, кто живет работой, любит ее и своим позитивом заряжает окружающих.
"В Карелию я приехал в 1977-ом году, после армии встретил здесь свою любовь, женился и остался навсегда (в январе мне уже 60 лет исполнится - смеется), - рассказал Михаил Григорьевич. - В Петрозаводске окончил строительный техникум по специальности техник-строитель и пошел работать. Строили Кукковку, потом Древлянку. Тогда я был еще бригадиром-монтажником. Когда на Кукковку заходили, она уже более или менее заасфальтирована была, а на Древлянку приехали, по колено в грязи и в болоте ходили. Весь район на болоте стоит: торф снимали и бетонировали. Где улица Хейкконена и бульвар Интернационалистов проходят, там даже вместо 9-этажных домов 7-этажные строили, так как грунт проваливался, приходилось очень много бетона и арматуры класть, чтобы почва не проседала.
На 25-летие Древлянки Николай Иванович Левин вручил мне медаль "За заслуги перед Петрозаводском" - это самая дорогая награда, которая у меня есть, кроме почетных грамот и благодарностей, - с гордостью вспоминает Михаил Полыванчук. - Когда отстроили микрорайоны, сын родился, и я ушел в "Теплосети". А в 2001 году перешел на дороги и до сегодняшнего дня тружусь в этой отрасли".
По словам Михаила Григорьевича, в "ТехРент" он пришел в 2014 году механизатором, потом в мастера перевели, позже начальником участка стал, а теперь занимает пост заместителя генерального директора. Но, как признается сам Михаил Григорьевич, большим начальником себя не чувствует, и, несмотря на высокую должность, работает, по сути, круглосуточно.
"У нас нет выходных, - смеется Михаил Полыванчук, - могут и ночью поднять. Если честно, я иногда и ночую на работе: всякое бывает, я же за производство отвечаю".
"Самая большая проблема – парковщики-нарушители"
- Вы занимаетесь обслуживанием дорог Петрозаводска уже четыре года, за это время получилось обновить парк техники, есть современные машины?
- Всего у нас 69 уборочных машин: погрузчики, грейдеры, трактора… Купили два больших английских пылесоса и один маленький, бельгийского производства для тротуаров. Сколько бы нам пришлось крутиться, если бы не они!.. Весь центр города от листвы один пылесос убирает за ночь. Еще белорусский "Чистодор" есть с импортной начинкой – такая хорошая штука! Если убирать трактором со щетками и погрузчиком, как раньше, то надо неделю, а "Чистодор" за смену такой же объем работы делает.
Хорошо и давно зарекомендовали себя белорусские трактора Минского тракторного завода – лучше них нет, пожалуй, ничего. На сегодняшний день мы заказали для нашей компании еще три новых МТЗ. Такой трактор улицы, конечно, убирать не может, но его хорошо использовать при уборке тротуаров, так как он узкий. Да и при ДТП, если в импортную технику въедут, то ее трудно быстро отремонтировать, а МТЗ подкрутишь – и он бежит.
В этом году закупил семь МАЗов и три КамАЗа. Скоростные КамАЗы с отвалами пойдут в районы. Есть у нас две машины "Золотые ручки", которые, словно руками, загребают снег. Одной такой машиной мы можем убрать проспект Ленина за ночь, а если бы убирали грейдерами или КамАЗами, то потребовалось бы не менее 5-6 машин.
На весь Петрозаводск двух "Золотых ручек" вполне хватает, так как их можно использовать только на тех участках дорог, где нет припаркованных машин. Кроме как в центре, их нигде не применить. Да и в центре часто приходится просить мэрию и ГИБДД помочь с эвакуацией неправильно припаркованных автомобилей. Они обзванивают владельцев, но практически никто не убирает машины.
- И как же Вы боретесь с водителями, которые не хотят убирать машины и мешают уборке дорог, особенно зимой?
- Парковщики-нарушители – это самая большая для нас проблема, - признался Михаил Григорьевич. – Я иногда сам подъезжаю, уговариваю. Некоторые даже с места не двигаются, особенно молодые мальчишки-таксисты, которые, наверное, из районов приезжают подрабатывать. А когда наша машина пойдет, их снегом и грязью закидает, начинают звонить и жаловаться.
Чтобы убрать машины, мы должны за месяц предупредить, знаки выставить. Но их соблюдают где-то 30 процентов водителей, остальные стоят. Приезжают эвакуаторы, грузят, увозят… Но это проблему не решает. Особенно остро стоит этот вопрос на улице Сортавальской, Березовой аллее и Октябрьском проспекте. Мы на эти улицы ЗИЛы ставим, так как другая техника там просто не пройдет. Грейдер поставить – снесет все. А если грейдер пройдет, то вал льда, который он тащит, заденет машины. Потом на иски попадем от автовладельцев. Для посыпки таких улиц, кстати, тоже ставим ЗИЛы.
"Кто-то упадет, все травмы на нас ложатся"
- В этом году зимой очень много песка было высыпано на улицы нашего города, почему?
- Конечно, существуют нормы расхода, которых мы придерживаемся, но в этом сезоне высыпали намного больше, сложные погодные условия сложились. Было очень много звонков в ЕДДС, в мэрию, люди жаловались, что скользко, - и мы сыпали по требованию. Потому что кто-то упадет, все травмы на нас ложатся. Особенно много жалоб было с Древлянки. Этот микрорайон построен коридорами, и зачастую ветер просто сдувает песчаную смесь с тротуаров.
- Почему вы не используете для посыпки каменную крошку, как это делают в европейских странах? Может быть, ее бы не сдуло, как песок.
- На дорогах мы используем песко-соляную смесь, а на тротуарах песок и каменную крошку, не содержащие химических реагентов. Качественную каменную крошку, без пыли и примесей, еще поискать нужно. В этом году по итогам прошлой зимы мы дополнительно закупили каменной крошки, соответствующей требованиям. Заказчик, администрация Петрозаводска, очень внимательно контролирует этот вопрос.
- А что весной проще убирать – песок или каменную крошку?
- Принципиальной разницы нет, и тот и другой материал мы убираем с тротуаров после окончания зимнего периода. Процесс это сложный, мы используем предварительный полив водой для того, чтобы материал не разлетался и не пылил при уборке. Кстати, делаем это за свой счет, мойка тротуаров не предусмотрена действующим контрактом.
- Если песок поливали водой, то почему такие пыльные бури весной стояли?
- Во-первых, материала и так больше нормы было насыпано, а во-вторых, весна в этом году была очень теплая и сухая. Уборка тротуаров происходит с применением ручного труда, технику не везде пустишь – там люди ходят, могут мешать ограждения, столбы, рекламные тумбы... После начала сезона уборки смета мы должны все убрать в течение 45 суток. Мы работали по графику. Применяли спецтехнику - и "Чистодор", и пылесосы. В нашем ведении большинство городских тротуаров, но не все, есть объекты, за которые управляющие компании отвечают. Уборка на таких объектах, находится вне нашей компетенции.
- А зимой вы тоже вручную тротуары убираете?
- Уборка, да и посыпка тоже, производится как машинным способом, так и с применением ручного труда. 80 человек у нас работают в компании на уборке улиц лопатами. Особенно это касается улицы Чапаева, там ни одна техника пройти не может, даже у пешеходных переходов приходится чистить все вручную, так как дорожные знаки установлены низко, и трактор там просто не помещается по высоте. То же касается и других тротуаров, по которым движение техники затруднено или вовсе невозможно.
Зимой большая часть тротуаров содержится в уплотненном снежном покрове, счищается только рыхлый снег. До асфальта очистка тротуаров производится только в дни оттепели, при устойчивой плюсовой температуре.
- Часто горожане замечают и жалуются, что вы скребете отвалами грейдеров по асфальту, тем самым повреждая дорожное полотно. Можно ли выполнить уборку у поребриков другим способом?
- Нет, нельзя по-другому чистить. Зимой отрицательные температуры, днем машины паркуются у поребриков. От тепла снег тает, а когда автомобиль отъезжает, мороз схватывает оттаявший снег и превращает его в лед. За день этот процесс проходит несколько раз, в результате к вечеру у поребриков образуются ледовые наросты, которые убрать можно только грейдером.
Конечно, можно и песко-соляной смесью попробовать их растопить, но для этого потребуется порядка трех часов – это проблема.
"Техника готова, штат укомплектован"
- Какое время года самое сложное для уборки?
- Ноябрь и январь, с 3-го по 20-е число. В ноябре частые перепады температуры. Морозные ночи сменяются дневными оттепелями. Влажность в Карелии большая, поэтому дороги, особенно мосты, быстро промерзают, обледеневают. Там, где наблюдается колейность, – на Лососинском шоссе в сторону Республиканской больницы, на Невского, - дорога становится и вовсе опасной.
Мы все эти болевые точки знаем, поэтому в первую очередь по команде "гололед" пескоразбрасыватели выезжают на эти участки.
Первым всегда убираем и посыпаем центр города – маршрут, где ходит городской транспорт – троллейбусы. После идет Октябрьский проспект, Древлянка, Кукковка, мост на Комсомольском проспекте, на Александра Невского и Карельский проспект – это самые сложные улицы.
На Древлянке по Лесному проспекту с горки, где начинается трасса "Фонтаны", на дорогу просто стекает вода, при малейшем похолодании, даже при нуле – и дорога превращается в каток. Такая же ситуация на Кукковке, в районе заправки в сторону Лыжной тоже вода вытекает, на перекрестке на Ровио при гололеде машины не едут, а вылетают в середину. На этих улицах мы проводим посыпку в первую очередь.
А январь у нас знаменит снегопадами, которые, как правило, сразу после Нового года случаются. Помните 2016 год, когда Худилайнен с лопатой вышел? Я тогда дежурил, и помню тот ужас, когда даже по центральному проспекту проехать нельзя было. Тогда вся техника работала несколько суток, чтобы восстановить нормальное движение общественного транспорта. В том году мы по плану первыми убирали два района – центр и Октябрьский проспект, в этом году на планерке решено было включить в список первоочередных Древлянку, так как микрорайон разросся, численность жителей увеличилась, дорожная сеть большая.
- Приближается зима, какова готовность компании "ТехРент" к сезону холодов?
- Техника полностью готова, штат укомплектован. В дежурную смену будут выходить до 30 человек – водители, механики, диспетчер. Уборка будет начинаться в 21.00 и до 23.30. За 2,5 часа шестью машинами не в условиях снегопада мы можем убрать весь город.
Когда уборочная техника идет колонной, я ее сопровождаю: еду впереди на машине с маячком. От Древлянки до Кукковки проходим за 4 минуты. Главное - подождать, уступить дорогу и дать проехать. После нашей колонны все машины могут хорошо ехать по чистой дороге.
"Расширяем фронт работ и нашу географию"
- Компания "ТехРент" только дороги Петрозаводска обслуживает?
- Мы обслуживаем Петрозаводск и южные районы Карелии – Суоярвский, Питкярантский и Пряжинский, - сказал Полыванчук, - в этом году впервые выиграли тендер на обслуживание региональных дорог. То есть постепенно расширяем фронт работ и нашу географию.
Суоярвский район оказался самым сложным, так как там много лесных дорог между поселками. Весной от Питкяранты до Суоярви 100 километров пять часов ехали – дорога разбита. Если в Петрозаводске мы занимаемся только обслуживанием дорог, то есть убираем снег, смет, листья, стрижем газоны, то в районах в наши обязанности входит не только обслуживание, но и ремонт этих самых дорог. На региональных дорогах мы проводим ямочный ремонт, кладем карты – это значит вырезаем определенный участок дорожного полотна и асфальтируем его заново. Грунтовые дороги отсыпаем гравием и мелким щебнем с песком – выравниваем, делаем проходимыми.
Для нас работа в районах – это новый и очень ответственный участок, которому мы уделяем большое внимание.
Рина Васильева
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание