Владимир Любарский: «Объективно оценить мою работу могут только горожане»

Аналитика. Тема недели
18:08, 01 Апреля 2022
фото: © Людмила Корвякова / «Столица на Онего»

Глава Петрозаводска рассказал об итогах своего первого года работы и планах по развитию города.

В последний день марта глава Петрозаводска Владимир Любарский отчитался перед депутатами Петросовета за свой первый год работы в администрации города. Большинство парламентариев признало эту работу удовлетворительной. Поддержал мэра города и присутствующий на сессии горсовета глава Карелии Артур Парфенчиков. Он отметил, что у города с республикой сложились хорошие партнерские взаимоотношения, что немаловажно для эффективной работы власти на любом уровне.

Каких же результатов петрозаводским властям удалось достичь в 2021 году, и какие планы глава города строит на будущее? Об этом Владимир Любарский рассказал «Столице на Онего» в интервью.

К чему привела открытость?

— Владимир Константинович, с вашим приходом в мэрию началась своего рода «оттепель» в отношениях городских властей с петрозаводчанами. Открытость и прозрачность стали принципами работы новой администрации. В мэрии возобновились общегородские планерки, была создана система кураторства районов с регулярными «горячими линиями». Вы открыты для горожан в соцсетях. А сейчас как вы оцениваете эту работу? Все ли получилось?

— Я думаю, что это был правильный выбор. Он отвечал вызовам времени, тем запросам, которые были сформированы в обществе. Недавно глава Карелии призвал каждого министра начинать свой рабочий день с просмотра жалоб и обращений жителей республики. И это подтверждает, что мы пошли в правильном направлении.

Все ли получилось? В полной мере не могу сказать. Возможно, с точки зрения конкретных решений, механизмов этой открытости, пока не все реализовано до конца. Это как конфетно-букетный период. Чтобы перейти к спокойным, конструктивным отношениям, нужен следующий этап. И мы к этому идем. Открытость стала нашим основным инструментом в решении вопроса реконструкции спортцентра «Курган». Вопрос спорный, сложный, но, создав рабочую группу с привлечением всех заинтересованных лиц, мы смогли начать его спокойно решать.

Тоже самое и с парком «Каменный Бор». Это место географического столкновения интересов власти, с одной стороны, и части горожан, с другой. Мне кажется, что политика открытости позволила прийти к практическим решениям. Парк будет развиваться с учетом мнения горожан и бизнеса.

Считаю, с помощью открытости мы получили дополнительный инструмент. Теперь наша задача совместно с горожанами научиться им правильно пользоваться, чтобы все это не превращалось в выпуск пара в свисток, а приводило к конструктивным решениям.

— Приступая к работе в качестве главы города вы обозначили приоритеты в развитии Петрозаводска. Спустя год что-то изменилось? Какие направления развития вы считаете самыми важными для благополучия горожан сейчас?

— Какого-то переосмысления с точки зрения пересмотра перечня приоритетов не произошло. Общественный транспорт, наружное освещение, уборка города, ремонт существующих и строительство новых школ и детских садов, ремонт дорог и мостов, расселение аварийного жилья, благоустройство территорий и многое другое было и остается в повестке работы администрации. Но за этот год что-то из перечня вышло на первый план в силу жизненных реалий. Например, ситуация с уборкой города. Если бы не было таких снегопадов, какие мы увидели нынешней зимой, город бы еще не так серьезно задумался о проблемах содержания дорог. Но природа сказала: «Будьте добры, бегите следом за нашими капризами».

Так что, повторюсь, перечень запросов не изменился, но внутренние приоритеты мы скорректировали. К тому же объективная ситуация за этот год изменилась и в городе, и в республике, и в стране целом. И все это нужно учитывать в своей работе.

Все по Генплану

— Практически весь прошлый год администрация работала над Генпланом Петрозаводска. Когда он будет принят и какие задачи поможет решить?

— Пользуясь случаем, хочу поблагодарить и общественность, и работников городской администрации. Была проделана очень большая работа. Гендиректор компании, которая занималась разработкой генплана, выразил с одной стороны удивление, а с другой – уважение. Мы очень быстро прошли согласование со всеми федеральными органами исполнительной власти. Это большая редкость. В результате согласование получено. Думаю, что с учетом графика сессий Петросовета и некоторых вопросов, которые мы должны доработать, начало июня для принятия генплана — самый поздний срок.

Безусловно, этот документ очень важен для города. Так, в проекте генплана предусмотрен 321 гектар для размещения ИЖС, что позволит значительно сократить очередь многодетных семей, которая составляет сегодня более 2700 семей.

Надеюсь, что Генплан будет не только неким фиксатором того, что мы на сегодняшний день имеем, но и стимулом к развитию. Нам нужно видеть перспективу, угадывать вызовы, куда будет развиваться агломерация, где будет формироваться новое направление какого-то бизнеса. Ведь принимаемый сейчас генплан рассчитан только до 2025 года. По большому счету уже сейчас мы должны входить в процесс формирования нового генерального плана города.

— Генплан Петрозаводска дает возможность приступить к комплексному развитию территорий (КРТ). Как идет эта работа? Нет опасений, что в нынешней экономической ситуации планы не будут реализованы?

— Если планы и скорректируем, то вряд это будут глобальные изменения. Да, произошел скачок курса валют, но сейчас ситуация выровнялась. Думаю, что все нормализуется. Мы продолжим строить жилье. Этот запрос от горожан очевиден. Сложности были и будут. Например, как мы покупаем квартиры для детей-сирот? Объявили конкурсные процедуры на приобретение 27 квартир. Видим, что такое количество квартир не получается приобрести. Купим 22! Но процесс-то не стоит. Точно также и с комплексным развитием территорий. Возможно, где-то возникнут трудности, но все решаемо.

Мы сейчас в процессе начала реализации проекта по Октябрьскому проспекту. В качестве пилотного проекта решено апробировать застройку в районе улиц Северная, Шотмана и Сорокская. На этом участке расположено 10 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу. Сначала нам нужно пройти этот маленький КРТ на Шотмана для того, чтобы понять, как работает механизм.

А что касается комплексного развития Октябрьского проспекта, то этот процесс для совместного обсуждения. Нужно понимать, что значительную нагрузку на себя берет бизнес. Он расселяет жилье, которое является аварийным, но не попадает в действующую программу. Это дополнительный механизм. Здесь нужно все тщательно просчитать.

— А когда будет готов проект, и мы будем понимать, где на Октябрьском проспекте построят школу, садик или лечебное учреждение?

— Рамки в связи с инфраструктурным кредитом, выделенным Минстроем РФ, у нас достаточно жесткие. В 2023 году должно быть готово решение комплексного развития территории по Октябрьскому проспекту. Остался год. В настоящее время совместно с республиканским правительством ведется подготовительная работа. Застройщики, коммунальщики занимаются этим вопросом.

— А какие успехи у города в решении задачи по расселению аварийного жилья?

— Программа расселения аварийного жилья, принятая правительством Республики Карелия до конца 2023 года, успешно реализуется. Из 30 тыс. кв. м расселено порядка 10 тыс. Так, в конце 21-го года 43 петрозаводские семьи отметили новоселье в доме на улице Белинского. Активная работа идет на улице Боровой. Уверен, мы этот этап программы выполним полностью.

Но впереди предстоит большая работа — предстоит расселить 677 аварийных домов. Это уже следующий этап программы. Здесь используем разного рода механизмы, включая комплексное развитие территорий.

Если вернутся к вопросу о квартирах для детей-сирот, то мы видели, что вторичный рынок, на котором в силу объективных обстоятельств город вынужден покупать жилье, исчерпан. Администрация Петрозаводска была инициатором того, чтобы внести изменения в закон и предусмотреть для этой категории граждан денежную компенсацию. Это тоже важный шаг. Чем шире инструментарий, тем проще решить вопрос.

Мины в контракте по уборке дорог

— В вашем докладе по итогам работы за год отдельной темой идет ремонт дорог. Нацпроект «Безопасные качественные автомобильные дороги» нам очень помог. В прошлом сезоне городской администрации удалось провести ремонт магистралей сразу за два года. А в этом году с учетом непростой обстановки работы по приведению в порядок городских трасс продолжится?

— Объемы финансирования по проекту БКД никто не пересматривал и пересматривать не собирается. Деньги на ремонт предусмотрены. Наш ключевой партнер – «АБЗ-Дорстрой». Компания работает опережающими этапами. На этап 2023 года мы планируем зайти уже в этом году. У такой работы есть стимул: успеваешь освоить средства раньше, можешь претендовать на дополнительное федеральное финансирование. Вот почему мы торопимся. И в прошлом году отремонтировали 63 участка автомобильных дорог протяженность более 38 км, включая тротуары в разных районах города.

Текущий год по дорожным ремонтам тоже объемный. Будем чинить 15 участков протяженностью 12 км. Это улицы Лыжная, Генерала Фролова, Анохина, Питкярантская, Федосовой, Красная, Кемская, Репникова, Заводская, Машезерская, Железнодорожная, Советская, Трудовых резервов, проспект Карельский и проезд Родниковый.

Кроме того, республиканские власти осуществили два крупных проекта — строительство продления улицы Куйбышева–Михаила Иссерсона и строительство улицы Оборонной. Обе магистрали при всей проблематике реализации данных проектов существенно разгрузили транспортные потоки в городе.

Еще один важный объект, который мы начнем в 2022 году, —продление Лососинского шоссе. Четырехполосная магистраль облегчит выезд жителям новых микрорайонов.

— Дороги надо не только строить и ремонтировать, но и убирать. Этой зимой проблем с уборкой было больше, чем предостаточно. Вы неоднократно говорили о том, что будем расторгать договор с нынешним подрядчиком, но «Техрент» по-прежнему занимается обслуживанием городских дорог. Куда власти города движутся в решении данных проблем?

— Мы не говорили, что расторгнем договор немедленно. Нельзя жить лозунгами: «Давайте, всех разгоним!». Если бы мы посреди зимы или в начале осени с «Техрентом» расстались, какая бы у нас была перспектива? Никто с таким объемом техники, коллективом и знанием города из ниоткуда сюда бы не материализовался и наши с горожанами проблемы не решил. По результатам прошлого года мы понимали, как может и как будет работать «Техрент». Но если мы заглянем в контракт, то увидим, что там заложены мины, которые рано или поздно должны были взорваться. Что и произошло этой зимой. Во-первых, контракт заключался в 2019 году на 5 лет по расценкам 2012 года. Во-вторых, в контракте была заложена кратность уборки, которая не отвечала реалиям нынешней зимы. Нужно было проводить пять уборок улицы, а в расценках по контракту было всего две.

Кроме того, действующий контракт охватил по факту только 75 процентов площади Петрозаводска. 25 процентов выпали полностью, включая такие объекты, как часть улиц на Древлянке-7, Кукковке-3, ТИЗ Усадьба и др. Парадоксальная, абсурдная ситуация, но она имеет место быть.

За это время совестно с республиканским правительством приняты ряд практических мер. Глава Карелии выделил финансовую помощь Кондопожскому ДРСУ. Предприятие успело до ценовых скачков эти 126 млн рублей реализовать, приобрести технику. Но в полной мере это проблему с уборкой города не решит. Объем финансирования, который у нас на сегодняшний день есть, это 285 млн на год, а городу требуется 700 млн. Мы сделали расчет стоимости работ по содержанию дорог с учетом изменения расценок, включения «белых пятен», увеличения кратности уборки. Где взять недостающие деньги, большой вопрос. Будем расставлять приоритеты, закрывая в первую очередь «белые пятна».

Надеемся на помощь республики. Но надо понимать, что помощь эта нерезиновая. Вероятнее всего какие-то средства придется изыскивать самим.

А это сложно. Проблем в городе достаточно, но основные - уборка и транспорт.

Неуправляемые перевозчики

— Раз заговорили о транспорте. В Петрозаводске на маршруты вышли новые троллейбусы. Впервые за много лет обновился автопарк троллейбусного управления. Но при этом ряд автотранспортных предприятий объявили об увеличении тарифа за проезд в маршрутках. Город когда-нибудь сможет начать бороться с произволом перевозчиков? Транспортная реформа, о которой в последнее время так много говорят, способна решить этот вопрос?

— С одной стороны, политически было бы выгодно негодовать, критикуя маршрутчиков. Но практическая составляющая заключается в том, что, во-первых, мы юридически находимся в нерегулируемом тарифе. У нас нет договорных отношений с перевозчиками. Они сами устанавливают цену на проезд. Единственный рычаг влияния на перевозчиков, хотя и он ограничен, находится в руках управления федеральной антимонопольной службы тогда, когда ведомство усматривает картельный сговор. УФАС отреагировал, когда несколько лет назад компании одномоментно и на одинаковую сумму повысили оплату на проезд. Разбирательство шло долго. Перевозчики получили штраф. Не могу сказать, что эффект от такого решения был нулевой. Но по большому счету горожане на себе положительного результата не ощутили.

А во-вторых, на примере нашего троллейбусного управления мы видим, что себестоимость маршрута существенно отличается от тех денег, которые платят на сегодняшний день горожане. Если троллейбусные перевозки мы дотируем, то у маршрутчиков такого механизма нет. И они сталкиваются с теми же самыми проблемами: нет кадров из-за невысоких зарплат, нет денег ни на покупку новых автобусов, ни на содержание старого автопарка. Замкнутый круг.

Единственным ключом к решению данной проблемы является переход на регулируемый тариф. Для того, чтобы перейти на него, необходимо завершить начатую вместе с ФАУ «РОСДОРНИИ» работу по формированию комплексной схемы организации движения общественного транспорта. Сегодня специалисты проводят мониторинг всех транспортных потоков, тех запросов, которые у города есть. Они должны определить, какой транспорт по какому маршруту и по какому графику должен ходить. И дальше у нас появится право предупредить наших партнеров-перевозчиков о переходе на регулируемый тариф. Есть два механизма: брутто-контракты (выручка в бюджет) и нетто-контракты (выручка остается у перевозчиков). Мы на сегодняшний день больше склоняемся к первому варианту: будем субсидировать маршрутчиков, как троллейбусное управление. Это позволит нам диктовать условия.

— А когда у города появится комплексная схема организации движения общественного транспорта?

— В 2022 году мы определимся со схемой и в 2023 году сможем прийти к ключевым решениям по транспорту.

Замечательно, что появились новые троллейбусы. Это большая помощь со стороны республиканской власти, выделившей Петрозаводску 1,4 млрд рублей. Чтобы мы делали без нее, честно скажу, не представляю. Но 16 троллейбусов модели «Авангард», которые мы приобретаем, по количеству соответствуют той технике, которую в Троллейбусном управлении должны списать. Условно можно сказать, что выходим в ноль. Да, это новый парк, новые возможности, но тем не менее это латание зияющей дыры.

Печальное наследство

— Зияющая дыра — это еще и наши коммунальные сети. Когда у ЕДДС появилась своя страница «ВКонтакте» и горожане увидели заявки по авариям, все стали понимать масштабы трагедии. Недавно было подписано концессионное соглашение с ПКС. Что оно дает Петрозаводску?

— Некоторые пытались преподнести информацию о заключении соглашения как трагедию. Звучали призывы создать МУП. Но если сравнивать, то это как поступившее мне предложение о том, чтобы сейчас построить водозабор, который когда-то планировался в районе Ивановских островов. Для чего сейчас это делать, если мы в принципе уже прошли этот этап. Когда у города были проблемы с качеством воды, существовало два варианта: строительство водозабора или строительство водоочистных сооружений. Теперь, когда мы пошли путем водоочистных, вкладываться по новой в водозабор для того, чтобы получить чистую воду, которая у нас есть и так благодаря очистке? В чем в этой ситуации смысл? Так и с Петрозаводскими коммунальными системами, с которыми у нас длительный опыт взаимодействия на платформе арендных отношений. За это время компания создала имущественный комплекс стоимостью 1,4 млрд рублей. Что нам дает концессионное соглашение? Трансформируя в соответствии с законом арендные отношения в концессию, а не прекращая их, у нас остается тот же самый партнер, а все имущество, которое им уже создано и будет создаваться, станет принадлежать городу. Никто ничего себе не заберет, ничего не приватизирует.

Кроме того, в рамках концессионного соглашения реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения возьмет на себя АО «ПКС-Водоканал». Соглашение позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие коммунальной инфраструктуры Петрозаводска, изношенность которой, по оценкам специалистов, достигает 80 процентов. А обновление сетей городу необходимо, в том числе, в рамках комплексного развития территорий. Для того, чтобы построить все объекты на Октябрьском проспекте, придется переложить все сети. Это масштабная работа. Какой-то МУП не готов сейчас это сделать. И я вообще не вижу большой проблемы в том, что часть задач мы отдали на аутсорсинг. Такое направление было задано российским правительством: где есть возможность — разгосударстливайтесь.

Я очень доволен взаимодействием с ПКС, которые всегда придут на помощь. Не раз выручали нас при проблемах с бесхозными сетями, и помогали республике, например, с водопроводом в Питкяранте. От транспортных компаний город такой отзывчивости не видит. Потому концессионное соглашение с ПКС — это абсолютно правильное решение.

— Благодаря нацпроектам, федеральным программам в Петрозаводске многое изменилось с точки зрения благоустройства. Но горожане продолжают жаловаться, например, на уличное освещение. Как город собирается выбираться из темноты?

— После мусора, уборки и транспорта освещение — следующая проблема, которая остро строит для города. Не могу не сказать о печальном наследстве - опыте взаимодействия с фирмой «Балтэнергоэффект». Компания в рамках энергосервисного контракта обслужила город таким образом, что он погрузился в темноту. Моя предшественница, Ирина Юрьевна Мирошник, вела активную борьбу с «Балтэнергоэффектом». Поначалу, казалось, что эта работа успешна, но, увы, суды закончились не в нашу пользу. Сегодня мы выплачиваем долг в несколько сотен миллионов рублей. Хотя эти деньги могли пойти на решение вопросов с освещением.

Помогают нацпроект «Безопасные качественные дороги» и правительство республики. В прошлом году провели масштабные работы по модернизации наружного освещения: установили около 350 светоточек, стоимость работ составила свыше 23 млн рублей. И в этом году уличное освещение ждет модернизация. За счет средств республиканского бюджета в размере 100 млн рублей будут проведены работы на 40 объектах, среди которых набережная Онежского озера (от ресторана «Фрегат» до устья Лососинки, где сейчас кромешная тьма), Лесной проспект, Петрозаводское шоссе, улица Ригачина и т.д.

А с благоустройством территорий у нас есть опыт по программе «Комфортная городская среда». Запросы, которые формируют жители города в ходе голосования за тот или иной проект, получают свои ответы. Всего за пять лет благоустроены 19 общественных территорий и более 200 дворовых. Среди объектов 21-го года такие социально-значимые территории как парк Профсоюзов в местечке Пески, поликлиника № 1, Машезерский сквер, парк Каменный бор. В этом году планируем обновить семь общественных территорий. Среди них — Кукковский, Спортивный и Толевый скверы, Губернаторский сад, участки возле дома № 14 на Ключевой улице, возле дома № 7 на улице Труда и в районе Березовой аллеи.

Другое дело, чтобы «Комфортная городская среда» не существовала отдельно, а была встроена в общее благоустройство города. Думаю, что одним из таких объектов станет «Каменный бор». Грант позволит создать в парке площадку для занятий сапбордингом и вейкбордингом на выступающем участке берега, который горожане называют «Утюг». Дальше будем думать, как удовлетворить запросы большей части горожан, чтобы в «Каменном бору» у них была возможность прогуляться пешком, прокатиться на велосипеде.

Общая концепция должна быть и по развитию городской трассы «Фонтаны», чтобы петрозаводчане могли ее использовать и зимой, и летом.

— Депутаты Петросовета поставили вам за работу оценку «удовлетврительно». А какова ваша личная оценка первого года работы?

— Я не берусь сам себя оценивать. Это неправильно. Объективно оценить работу может только кто-то другой. Пускай оценивают горожане.

Я могу лишь сказать, что год был непростой. Но с точки зрения опыта и понимания, верной ли дорогой мы идем, правильные ли выводы мы делаем, год был очень полезным. При всей сложности существования в рамках института открытости (ежедневно только ко мне в «личку» Вконтакте приходит до 140 сообщений!) я считаю, что мы приняли правильное решение. Люди часто подсказывают, как решить ту или проблему. Поэтому никакого уныния не испытываю. Надеюсь на помощь республики и петрозаводчан. Вместе мы сможем сделать очень многое для развития нашего города.

Беседовала Наталья Соколова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Кинотетрис

15.11.2024 14:45
Кинотетрис
Анимационный фильм прекрасно подойдет для семейного просмотра.

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.