"Властям помогает апатия"

Аналитика. Политкухня
11:05, 23 Декабря 2020
фото: © Валерий Поташов / "Столица на Онего"

Карельский политолог Олег Реут считает, что политическая ситуация в республике развивается по инерционному сценарию.

До Нового года осталось менее десяти дней, и "Столица на Онего" по традиции подводит итоги года уходящего. О главных событиях и явлениях в региональной политике мы беседуем с известным карельским политологом Олегом Реутом:  

– Говоря о политических итогах уходящего года, нельзя не признать, что его главным событием стала пандемия коронавирусной инфекции, которая повлияла и на политику, и на экономику, и на социальную сферу, и на культуру. Насколько адекватными были, на Ваш взгляд, действия республиканских властей в условиях этой пандемии?

– Я думаю, у этой истории две стороны. Первая связана со структурой экономики: если бы структура региональной экономики была устойчивой, адаптивной, действительно, современной, то такие шоки, как ограничения, связанные с коронавирусной пандемией, на ней сказались бы в минимальной степени. Но экономика в Карелии остается сырьевой, заточенной на экспорт, не инновационной, не высокотехнологичной, и поэтому то, что произошло, в целом, с российской экономикой, с мировой экономикой сказалось на состоянии экономической системы в республике крайне неблагоприятно.

Действия карельских властей при этом нужно разделить на весенний период, когда все закрывалось, и это объяснялось необходимостью подготовить коечный фонд и выдержать пиковые нагрузки на региональную систему здравоохранения, и на осенний период. Но то, что мы наблюдали по показателям заболевших и выздоровевших весной, ни в какое сравнение не идет со второй волной коронавируса. Следовательно, ответ, я думаю, очевиден для всех: действия республиканских властей в весенний период были ошибочны, контрпродуктивны и совершенно неэффективны. Был важный летний период, когда можно было подготовиться ко второй волне, однако этого тоже сделано не было, а когда наступила осень, показатели заболеваемости оказались крайне высокими, и теперь уже страх неблагоприятного развития ситуации в экономике связывает руки властям от принятия более действенных противоэпидемических мер.


© кадр из прямой линии Вконтакте

– А насколько самостоятельны республиканские власти в принятии таких мер?

– Я думаю, они были в значительной степени самостоятельны, поскольку федеральный центр предпочел как раз уклониться от ответственности и передать полномочия губернаторам, и это был для них своеобразный тест на способность управлять региональными процессами. Подавляющее большинство губернаторов с этим не справилось. То, как они стали губернаторами, то, как они работали губернаторами, просто не позволило им быть эффективными управленцами в тот период, когда от них потребовались неординарные действия.

– И Карелия не исключение?

– Карелия как раз оказалась среди тех регионов, где действия властей были самыми неэффективными. Такую оценку республике дал федеральный центр – и Минздрав России, и Роспотребнадзор.


на фото Олег Реут. © Валерий Поташов / Столица на Онего

– На фоне эпидемии коронавирусной инфекции многие даже успели забыть о всероссийском голосовании по поправкам в Конституцию страны. О самом голосовании, мне кажется, сказано уже достаточно, но я бы хотел вернуться к его результатам в Карелии. О чем они, по-Вашему, свидетельствуют?

– С первого дня голосования Карелия уверенно держалась в группе регионов с самыми низкими показателями явки избирателей – сперва наравне с Иркутской областью, затем с Иркутской областью и Хабаровским краем. Власти придумывали различные викторины, конкурсы, задействовали серьезно административный ресурс для того, чтобы обеспечить явку, прежде всего, бюджетников. Тем не менее, явка избирателей в Карелии не превысила символические 50 процентов. Это означает, что большинство жителей нашей республики не приняло участие в голосовании по конституционным поправкам. Однако, в целом, это не сказалось на их принятии. Поправки в Конституцию приняты, но счастья не наступило. Если сегодня мы начнем спрашивать у жителей Петрозаводска о характере конституционных поправок – а их около двухсот, в сравнении с прежним текстом Основного закона страны, я думаю, не многие смогут назвать и сами поправки, и то, на что они были направлены.

– А можно ли назвать голосование по конституционным поправкам своеобразным вотумом доверия нынешней политической системе?

– Это было бы слишком необоснованной оценкой. Вотум доверия дается на выборах. Действительно, многие аналитики обратили внимание на голосование по конституционным поправкам, поскольку это было политическое событие, отличавшееся от череды унылых, тусклых и неконкурентных выборов, которые проходят у нас второе десятилетие. Однако повторюсь: только на выборах избиратели определяют, кто будет ими руководить.


фото: © администрация Прионежского района Карелии

– Уходящий год не был для Карелии выборным. Но одна избирательная кампания все-таки держала политические круги республике в тонусе почти весь год. Речь, естественно, о Сортавале. Что показали эти выборы?

– Я считаю, что нужно говорить о двух избирательных кампаниях, потому что первые выборы прошли 1 марта. 1 марта жители Сортавалы избрали депутатов городского совета. Однако уже перед 8 марта глава региона встретился с новыми депутатами, призвал их быть ответственными и объединить Сортавальское и соседнее Хелюльское городское поселение. Избранные первого марта депутаты услышали этот призыв, приняли судьбоносное решение и тем самым ликвидировали собственный депутатский созыв. После этого горсовет "бодался" с избранным главой города по поводу подписания документа об объединении поселений, но это объединение было все-таки оформлено, город Сортавала объединился с Хелюлей, и 8 ноября в новом городском поселении состоялись новые выборы. Те, кто победил 1 марта на ноябрьских выборах вчистую проиграли. Новый депутатский корпус избран на пять лет, и теперь ему необходимо реализовать ту программу, с которой он шел на эти выборы. Но, в целом, нужно сказать, что все муниципальные выборы, которые проходили в Карелии в течение года, характеризовались низким интересом избирателей и практически не были конкурентными.

– А что тогда произошло в Сортавале? Почему мы на первых выборах наблюдали убедительную победу "Единой России", а на вторых – ее сокрушительное поражение?

– Сложно говорить о сокрушительном поражении, поскольку разница между победителями и занявшими на ноябрьских выборах второе и третье места составляла совсем небольшое количество голосов. Например, в избирательном округе N2 кандидат от "Справедливой России" Сергей Крупин набрал 181 голос, а кандидат от "Единой России" Татьяна Емельянова – 149 голосов. В округе N6 кандидат от "Справедливой России" Ройне Изюмов получил 166 голосов, а кандидат от "Единой России" Мария Иванкевич – 155 голосов. В округе N8 за кандидата от "Справедливой России" Марию Гоголеву проголосовали 149 избирателей, а за кандидата от "Единой России" Викторию Ламберт – 120 избирателей. То есть судьбу депутатских мандатов решил десяток или несколько десятков голосов. Конечно, демократия так и устроена, мандат получает победитель, потому что выборы проводились по одномандатным округам, но называть победу "Справедливой России" убедительной, а поражение "Единой России" – горьким, я бы не стал. 


© Валерий Поташов / Столица на Онего

– Можно ли тогда выборы в Сортавале назвать репетицией выборов в Законодательное собрание Карелии, которое ждут республику в 2021 году? Обещают ли парламентские выборы хотя бы такую же конкуренцию, которая наблюдалась на выборах в Cортавальский городской совет?

– Пока события разворачиваются по инерционному сценарию. Ожидать кардинальной смены повестки и раскладов сил, которые существуют в нынешнем Законодательном собрании, не приходится. Однако мы видим высокую неудовлетворенность жителей республики ее социально-экономическим положением. Если этот процесс пойдет по пути политизации, будет канализован, и избиратели поймут, что выборы имеют значение, то тогда ситуация может измениться. Сегодня властям помогает та апатия, которая связана с коронавирусом. Степень патернализма жителей, которые ждут, что на верху примут эффективное решение и дадут денег, очень высокая. Современная политическая наука учит нас, что в период подобного кризиса происходит консолидация и поддержка действующей власти, а не предпосылки к формированию опрокидывающих выборов.


фото: © Столица на Онего

– А есть ли в Карелии тот, кто способен опрокинуть политическую ситуацию?

– Очевидно, что наряду с партией власти существует системная оппозиция в лице КПРФ, "Справедливой России" и ЛДПР. Есть несистемная оппозиция, которая также разнообразна: на одном стороне – становящаяся системной партия "Яблоко", на другой – сторонники, например, "умного голосования", которые ориентируются на главный призыв сделать больно "Единой России". Но зачастую это означает поддержку системной оппозиции. Системная оппозиция заинтересована в раскачивании региональной автократии, но не в ее крушении, потому что эти оппозиционеры получают ренту от своего нынешнего положения. Возможно, мы будем иметь несколько новых региональных партийных проектов. Однако говорить об их электоральном потенциале пока преждевременно.  

Интервью записал Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей