Вне зоны доступа: новые условия госконтрактов монополизируют рынок вывоза мусора

Аналитика. Капитал
15:15, 28 Октября 2022
фото: © РИА Новости / Павел Лисицын

Требования новых госконтрактов ставят специализированные предприятия на грань разорения.

На рынке вывоза бытового мусора в Карелии сложилась непростая ситуация. Требования новых контрактов и сниженные вдвое цены фактически блокируют доступ к аукционам предприятий, до сих пор транспортировавших коммунальные отходы в Петрозаводске. В результате таких изменений вывоз ТКО с контейнерных площадок в городе оказывается в руках единственной компании – регионального оператора.

Железный занавес

В 2018 году в Карелии стартовала реформа по обращению с бытовыми отходами, в рамках которой роль координатора вывоза и утилизации мусора была отведена региональному оператору. До конца прошлого года он назывался «Автоспецтранс», но после сменил название на «Карельский экологический оператор». В числе его задач было и остаётся проведение аукционов по вывозу мусора. Как правило, в районах республики торги выигрывали небольшие предприятия, а в Петрозаводске и Прионежском районе – компании покрупнее.

В частности, в Петрозаводске отходы с мусорных площадок вывозят три предприятия: муниципальное «Автоспецтранс» и два частных – «Апрель» и «Экосервис». Они работают по четырёхлетним контрактам, заключённым 1 января 2019 года. В конце года срок действия договоров истекает, и с Нового года вывоз мусора должен осуществляться по новым контрактам.


© Автоспецтранс

Приобретшие опыт работы в рамках сложившейся системы предприятия могли бы наравне с другими компаниями принять участие в торгах и в случае победы продолжить вывозить отходы на полигоны. Однако, в конце прошлого года в законодательстве о госзакупках произошли изменения. В частности, были введены дополнительные требования к участникам торгов. А именно, теперь они должны иметь опыт исполнения контракта продолжительностью не менее трёх лет. Причём контракт должен быть закрытым, а опыт исполнения - быть в наличии до даты подачи заявки на участие в аукционе.

Ни одно предприятие в Карелии таким условиям не удовлетворяет. Требуемый опыт у большинства компаний имеется, но контракты были заключены четырёхлетние – к моменту объявления нынешних торгов они попросту не успели истечь. В результате электронная система государственных закупок не допускает предприятия к участию в аукционах. Таким образом, торги будут признаны не состоявшимися, и региональный оператор становится субъектом монополии по оказанию услуги вывоза мусора. Торги должны пройти уже 31 октября. На 2 ноября назначено подведение итогов.

Арифметика банкротства

Новые требования к специализированным предприятиям стали не единственным барьером, фактически исключившим конкуренцию на рынке вывоза мусора в Карелии. На фоне выросших за последние три года цен стоимость транспортировки отходов по госконтрактам была снижена вдвое. К примеру, по контракту четырёхлетней давности муниципального предприятия “Автоспецтранс” цена вывоза одного кубометра отходов составляла 349 рублей. В новом контракте она равна 187 рублям. Цифры говорят сами за себя.

В то же время тариф по обращению с ТКО для жителей Карелии в следующем году вырастет на 9%. В дальнейшем предусмотрено ежегодное повышение тарифа. К середине 2026 года он должен увеличится на 23,3%.

На условиях благотворительности

При сокращении стоимости контрактов требования к качеству и интенсивности вывоза отходов растут. К примеру, при увеличении объёмов вывоза ТКО на территории обслуживания (ввод в эксплуатацию новых жилых домов, появление новых юридических лиц и пр.) цена контракта остаётся неизменной. Вместе с тем права транспортировать отходы по собственным заявкам предприятия лишаются.

Менять контейнеры компания также обязана за свой счет. Каждое предприятие теряет ежегодно десятки, а то и сотни контейнеров – воруют, сжигают, ломают.


ООО «Автоспецтранс»

Вызывают вопросы и условия, по которым накладываются штрафы. Например, при нарушении схемы транспортировки и периодичности (изменение дорожных или погодных условий) региональный оператор вправе не оплачивать оказанные услуги. Кроме того, в деревнях и поселках за день контейнеры не наполняются и наполовину, но вывозить мусор условия новых договоров предписывают ежедневно.

В сложившихся обстоятельствах компании, специализирующиеся на вывозе коммунальных отходов, вынуждены будут прекратить работу и уволить всех сотрудников.

Антон Соловьев

 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.