Вот так полетали!

Аналитика. Капитал
10:15, 14 Января 2019
фото: gov.karelia.ru

Рано или поздно это должно было произойти – компания S7 Airlines прекратила выполнение рейсов по маршруту Москва – Петрозаводск.

Рано или поздно российская компания S7 Airlines должна была прекратить выполнение рейсов по маршруту Москва–Петрозаводск. 12 января состоялся последний из запланированных рейсов. На протяжении двух лет все они были дотационными. Очевидно, что в какой-то момент в адрес S7 Airlines было бы сделано более выгодное предложение или дотации были бы прекращены.

Из сообщения республиканского правительства следует, что в бюджете региона на 2019 год средства на компенсацию расходов авиакомпании по обслуживанию авиарейсов Москва–Петрозаводск не заложены. В таких обстоятельствах S7 Airlines не намерена работать на коммерчески невыгодном направлении.

Данная история требует детального рассмотрения. И на первый план целесообразно поставить две взаимосвязанные проблемы.


gov.karelia.ru

Собственное авиапредприятие

Как разъяснил Андрей Наумов, начальник отдела транспорта министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Карелии: "Авиакомпания  S7 получала дотацию за каждый оборотный рейс. В случае если в Петрозаводск прилетал "Аэрбас-319" этой компании, вместимостью 147 пассажиров, субсидия составляла 160 тысяч рублей, а если 86-местный "Эмбрайер-170", то 100 тысяч".

А теперь давайте возьмём в руки калькулятор. 160 000 рублей прямых дотаций за оборотный рейс, 365 рейсов в год, это уже 58 400 000 рублей.


gov.karelia.ru

Этих денег было бы достаточно для того, чтобы создать (а если обратиться к прошлому опыту, то воссоздать) в Карелии собственное авиационное предприятие. Для начала взяв в лизинг абсолютно новый Sukhoi SuperJet (SSJ100). Для всех региональных компаний России уже третий год установлена льготная цена на новый отечественный лайнер. Государственная транспортная лизинговая компания предлагает операционный лизинг с минимальной ставкой платежа в 5 000 000 рублей в месяц (60 000 000 рублей в год). Размер среднего платежа зависит от времени лизинга, который в среднем составляет 10-12 лет, но всё чаще российские региональные компании ориентируются на продажу самолётов через 5-6 лет эксплуатации и приобретение новых лайнеров.

Даже сопоставление объёма бюджетных дотаций и годового лизингового платежа в достаточной степени демонстрирует, что Карелии экономически целесообразно иметь собственное авиационное предприятие. Его доходы формировались бы от продаваемых билетов, а самолёт мог бы выполнять более чем один рейс в сутки.

В настоящее время государству выгодно обеспечивать российские региональные авиакомпании судами отечественного производства. Поставки новых лайнерах ведущих мировых производителей – компаний Airbus, Boeing и Embraer находятся во внутренне противоречивом санкционном режиме. На фоне отказа ряда международных авиакомпаний от приобретения SSJ100 его каталожная цена на внутреннем рынке только снижается.

Через шесть-семь лет устойчивой работы республиканского авиапредприятия можно было бы ставить вопрос о приватизации 20-25% компании. Привлечённые инвестиции направить на приобретение в лизинг второго ближнемагистрального пассажирского самолёта. И, конечно, всё это должно было бы базироваться на комплексной республиканской программе по развитию авиационной отрасли, на профессионально выполненных бизнес-планах, критериях эффективности и так далее.

За два года ничего этого сделано не было. За два года карельские власти просто передали 120 миллионов рублей на счета S7 Airlines, которая ни в региональный, ни в местный бюджеты не заплатила ни рубля налогов, а теперь полностью покинула карельский рынок обслуживания авиапассажиров.


gov.karelia.ru

Аэропорт

Не менее интригующие события происходят и с аэропортом. В соответствии с перечнем мероприятий Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года", в юбилейном 2020-ом должен быть завершён проект строительства объектов на территории гражданского сектора аэропорта "Петрозаводск" (Бесовец) из расчёта… не менее 300 пассажиров в час. Стоимость проекта – 1 043 500 000 рублей.

Как следует из вышеприведённого ответа господина Наумова, при выполнении одного-единственного рейса S7 Airlines 147 или 86 пассажиров прилетали в Бесовец в течение суток. Расчётные параметры нового аэровокзального комплекса предполагают суточный поток в 7 200 пассажиров. Но кто их будет перевозить? Может быть… местное авиапредприятие, ориентированное на внутриреспубликанские рейсы? Ответы на эти вопросы находятся в обосновании ФЦП:

"Авиационная инфраструктура в Республике Карелия не соответствует нормативным требованиям. Основная часть аэродромов с искусственным покрытием (гг. Пудож, Сортавала) требует реконструкции. Все площадки имеют высокий уровень износа основных фондов. На острове Кижи отсутствует необходимая авиационная инфраструктура, кроме площадки размером 20х20 метров".

При простой констатации проблемы карельское правительство не предлагает ни одного более или менее системного решения. Именно поэтому отказ S7 Airlines от выполнения московского рейса необходимо рассматривать в проекции развития (а вернее – отсутствия развития) всего транспортного комплекса республики. Без системной и последовательной работы по данному направлению истории с отказами авиакомпаний – такими были "Трансавиа", "Архангельские авиалинии", "РусЛайн", а теперь S7 Airlines – будут повторяться, а объёмы неэффективно растраченных бюджетных средств только расти.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.