ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Политкухня
12:06, 15 Марта 2018

"Все меры озвучить не могу, но будем готовы"

В ЦИК Карелии обсудили вопросы нарушения избирательного законодательства в соцсетях.

Центральная избирательная комиссия Карелии провела рабочее совещание по теме "О деятельности по предупреждению и пресечению нарушений избирательного законодательства, экстремизма в социальных сетях". На него были приглашены члены Общественного совета при ЦИК республики, представители МВД, республиканской прокуратуры и Управления Роскомнадзора по Карелии.

Начальной точкой дискуссии стало почему-то обсуждение вопроса незаконной агитации в Интернете. Хотя, как известно, ни одной жалобы по данному типу нарушений ни в адрес ЦИК Карелии, ни в прокуратуру региона подано не было. Часто повторяющийся тезис политобозревателей о том, что "избирательная кампания в Карелии полностью перешла в Интернет" требует необходимой корректировки. Автору этих строк представляется, что технологические решения регионального компонента нынешней президентской кампании отстают от общемировых и европейских тенденций минимум на два-три электоральных цикла.

Это, конечно, не означает, что тематике "нарушений избирательного законодательства в социальных сетях" стоит уделять меньше внимания, но куда большую проблему представляют практики злоупотребления административным ресурсом. Например, использование аккаунтов должностных лиц и даже официальных страниц органов государственной и муниципальной власти в соцсетях для агитации в поддержку одного из кандидатов в президенты.

Стоит уточнить, что речь, прежде всего, идёт об аккаунтах, которые являются личными аккаунтами государственных и муниципальных служащих, но вместе с этим используются они в первую очередь для служебных целей. Другими словами, должностными лицами проводится систематическая работа по использованию своих собственных аккаунтов в социальных сетях для информирования граждан и наиболее оперативного реагирования на их обращения. И было бы неверным утверждать, что в России в настоящее время "проведение агитации с помощью социальных сетей не регулируется законом" (цитата несколько раз повторялась в ходе рабочего совещания). Такое законодательство есть. Пункты 3 и 4 статьи 41 закона "О выборах Президента РФ" гласят: "Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения или избрания кандидата".

Возвращаясь же к содержательной стороне обсуждения на совещании, приходится констатировать, что те типичные проблемы, которые регулярно возникают в день голосования и которые было бы правильно заранее предусмотреть при их разрешении на уровне взаимодействия представителей наблюдательских организаций и, например, сотрудников МВД, подробно рассмотрены не были. Сергей Дешевулин, начальник управления организации охраны общественного порядка МВД Карелии, был по-офицерски краток: "Хотел бы не вдаваться в подробности. Все меры озвучить не могу, но будем готовы".

Хотя, конечно, обсуждение лишь одного спорного вопроса, затрагивающего интересы наблюдателей, могло бы предупредить потенциальные конфликты. Это проблема удаления наблюдателей из помещения для голосования. Поскольку процедура удаления наблюдателей по суду никак и нигде не прописана, как показывает практика в разных российских регионах, "умелые" организаторы выборов могут обходить этот так называемый "мораторий на удаление" и прибегать к помощи полиции, которая по незаконному указанию руководства комиссии может задерживать и доставлять наблюдателей в дежурную часть по надуманным причинам: "за нарушение общественного порядка", "для составления протокола", "для освидетельствования" или просто "за неподчинение требованию сотрудника полиции".

Остаётся надеяться, что если не все, то большинство спорных вопросов с наблюдателями будут разрешены с учётом ответственного поведения членов участковых избирательных комиссий, полицейских и представителей наблюдательского сообщества. Общественный штаб по наблюдению за выборами в Карелии будет осуществлять всесторонний мониторинг по данному направлению.

Олег Реут, политолог, публицист

Комментарии

grigorjev
2018-03-15 14:33:44
Про меры. 14 ноября 2017 Президенту и Генпрокурору -- факты нарушения законов и норм права в Карелии. Приведены 7 фактов преступных действий властей (в т. ч. насильственная русификация карелов и финнов). И что? Пока "жуют"...
Другое. В ходе избирательной кампании Жириновский призвал ликвидировать все республики России и создать губернии с равным числом жителей в каждой!? Думаю, даже ниже "идиота" понятно, что должен был сделать ЦИК и Гарант Конституции Российской Федерации в этой ситуации... Пока "жуют". Но факт преступления не отменить.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

17.07.2018 11:57
Политкухня
Владимир Путин и Дональд Трамп провели в Хельсинки первые полноформатные переговоры.
17.07.2018 08:58

Чтиво

13.07.2018 13:29
Личное мнение
Журналист и блогер Наталья Ермолина рассказала о том, почему ей никто не нравится.

Опрос

Нужны ли России такие дорогостоящие мероприятия, как Чемпионат мира по футболу и Олимпиада?