И почему интернет-мем стал киногероем.
В отечественный кинопрокат 20 марта вышла комедия «Ждун» (6+), центральный персонаж которой прочно обосновался в перечне нематериальных объектов культурного наследия российского интернета. По сюжету кинофильма он как Лунтик — прилетел из космоса, но по сути Ждун — сигнал согражданам, поступивший почти что из администрации президента. Почему — объясняет «Столица на Онего».
Семья Михаила и Светланы Семёновых (Виктор Хориняк и Юлия Александрова) счастливо проживает в причерноморском Абрау-Дюрсо. У цветущих, как залитые солнцем окрестности краснодарского посёлка, родителей растут двое детей — любознательный Никита (Андрей Андреев) и инициативная Катя (Маргарита Силаева). Сочетание таких качеств уже само по себе не сулит ничего хорошего, и действительно — как пресловутое чеховское ружье, они выстреливают. Спусковым крючком служит астрономическое событие метеоритного дождя, во время которого в окрестные виноградники падает чересчур крупный «метеорит».
На место происшествия спешат Никита и Катя — первый как будущий астроном, а вторая как уже практикующий телерепортер. Выясняется, что из разбившегося космического корыта вылупился тот самый Ждун. Его летающая тарелка попала под метеоритный поток и разбилась о Землю.
Вообще говоря, сюжет, жителям Карелии хорошо знакомый. В 2011 году в студию одного известного телеканала пришла петрозаводская пенсионерка Марфа Егоровна и сделала сенсационное заявление. Как оказалось, она уже два года хранит в холодильнике своей хрущевки охлажденный труп пилота НЛО — инопланетянина! Гуманоида она обнаружила на даче в деревне Машезеро. Незадолго до обнаружения пенсионерка услышала страшный грохот, а на месте нашла груду покореженного металла. О межпланетном происшествии тогда написали крупнейшие мировые СМИ. В частности, «мисс Егоровна» стала героем репортажа The Daily Mail.
Дальнейшие линии обоих сюжетов тоже пересекаются. Так, инопланетный Ждун рад бы запросить помощи из дома, но до его планеты пять световых лет. Пять туда, пять обратно — он хоть и Ждун, но не до такой же степени. Поэтому за починку его корабля берутся Никита и Катя, а пока что они решают приютить космического гостя дома. Так же поступила и пенсионерка Марфа Егоровна. Вместе со своим дедом Кузьмой Абрамовичем она перетащила пришельца в свой жигулёнок и транспортировала в Петрозаводск. На даче не было холодильника, а гостю из космоса было жарко.
Но, как выяснилось, Марфа Егоровна спасала пришельца не только от жары. По словам женщины, на месте падения работали люди в химзащите и граждане в костюмах; газета The Daily Mail сообщила о произошедшей позже конфискации инопланетянина властями. Никите и Кате тоже пришлось заниматься укрывательством — только спасать жителя иных миров они вынуждены от местного хайтек-предпринимателя. Тот, как пришелец из девяносто пятого года, ездит на тонированных гелендвагенах. Правда, старорежимную стилистику ему удается сочетать с любовью к инновациям. Впрочем, она ему положена по должности: он возглавляет корпорацию, которую создатели фильма окрестили крайне остроумно. Способен хайтек-предприниматель, как водится, только на очковтирательство, а манна небесная в виде доступа к инопланетной летательной технологии дает шанс сделаться всероссийским Илоном Маском. Поэтому он и похищает космического героя.
Надо действовать, но поначалу семья Никиты и Кати не горит энтузиазмов начать спасательную операцию. Тогда Никита выступит с мотивационной речью, апеллируя к традиционным ценностям. Ход сработает, и неповоротливая, как государственная машина, ячейка общества придет в движение. Правда, антураж у героев не вполне традиционный. Кудрявый Никита напоминает маленького Трубадура из «Бременских музыкантов», его нервная мама то и дело расплывается в нарциссической улыбке, а дед Никиты носит шапку-плевок, как сантехники из рекламы «Авито». Не хватает только бабули с рюкзаком за спиной и электросамокатом. Ничего не поделаешь, таково на сегодня коллективное наше бессознательное.
Ждун, очевидно, символизирует микс деревянного фатализма и тихого внутреннего оптимизма. Наверху разберутся, там лучше знают, им виднее — таковы слагаемые необъяснимой веры в вышестоящие силы, которые нашли воплощение в неподвижности фигуры интернет-мемасика и невозмутимости его характера. Со мной такого произойти не может, уверен Ждун. Если пить и курить — то нет, инсульта в шестьдесят лет не будет и рака тоже. А медицинская статистика — так они всё врут. И вообще, кто понял жизнь, тот не спешит. А сидит и ждёт.
Сидит и ждёт: в краткосрочной перспективе — конца рабочего дня и выходных, в среднесрочной — отпуска, в долгосрочной — пенсии. Сменить работу или профессию — это шок-контент и призывы к нарушению конституционного строя жизни. Вера не позволяет. И если Ждун смутно догадывается, что повышение зарплаты, высокая пенсия и ещё одна субсидия на развитие бизнеса не приплывут, то он заказывает очередную безделушку на «Озон». Чтобы было чего ждать. Когда она придет в пункт выдачи, тогда-то и заживем, а пока что мимо проплывает его жизнь и к берегу прибивает её труп. Впрочем, его и это не смущает.
Такой сигнал российскому обществу при помощи фигуры Ждуна отправляется не впервые. Впервые его отправил в романе «Ультранормальность» Натан Дубовицкий, который предположительно не кто иной, как Владислав Сурков. В недавнем прошлом помощник президента и первый заместитель руководителя администрации президента, в частности. Правда, в киноверсии авторы фильма делают это куда осторожнее. Всё-таки семейная комедия — это продукт массового спроса.
Продолжительность: 91 минута. Год выпуска: 2025. Дата выхода: 20 марта 2025 года. Режиссер: Дмитрий Суворов. Сценарий: Наталья Милявская, Дмитрий Суворов, Василий Ровенский. Роли: Виктор Хориняк, Юлия Александрова, Андрей Андреев, Маргарита Силаева, Владислав Ветров, Никита Тарасов.
В кино ходил Антон Соловьев
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание