На поля вернутся болота?
18 мая 2009, Капитал
Поделиться

Республиканское правительство намерено полностью сократить ассигнования на мелиорацию.


Карелия, как известно, относится к зоне рискованного земледелия. Треть территории региона покрыта болотами, почти полгода в республике лежит снег, и чтобы в таких условиях выращивать овощные и кормовые культуры, необходимо ежегодно проводить мелиорационные работы. В советские времена этим занималось целое министерство, а площадь осушенных земель исчислялась десятками тысяч гектаров. Нельзя не признать, что мелиорация нередко наносила непоправимый ущерб ценным экосистемам, но без нее значительная часть нынешних сельхозугодий Карелии по-прежнему представляла бы собой торфяники и заболоченные участки леса.

В прошлом году из карельской казны было выделено 7 миллионов рублей на проведение работ по мелиоративному строительству, еще 2 миллиона поступило на эти цели из федерального бюджета в рамках соглашения между правительством РФ и республиканским кабинетом министров по реализации государственной программы сохранения и восстановления плодородия почв. Выделенные средства позволили реконструировать и построить новые мелиоративные системы в ОАО «Совхоз «Ведлозерский», ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ОАО «Совхоз «Аграрный» и ФГУП ОПХ «Вилга», их общая площадь составила около 131 гектара. В сравнении с объемами работ по мелиорации, проводившимися в Карельской АССР, это, конечно, капля в море, но в 2009 году, по всей видимости, не будет и ее.

Как сообщил на заседании комитета по агропромышленной политике и развитию села ЗС РК новый министр сельского, рыбного хозяйства и экологии республики Григорий Мануйлов, нехватка средств в местной казне заставила карельское руководство внести поправки в региональный бюджет на 2009 год, согласно которым в Карелии предполагается значительно урезать финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв на землях сельхозназначения, а ассигнования на мелиорацию – сократить полностью. «Вы сами знаете, как сегодня поступают средства в бюджет, поэтому в этом году у нас будут сняты расходы по капитальному строительству, и в частности – 7 миллионов рублей, которые шли на мелиорацию. Сокращены у нас и текущие расходы: если в прошлом году у нас было 4,5 миллиона рублей на повышение плодородия почв – на известкование, вывоз торфа и обрезку кустарника, и 1,5 миллиона – на субсидирование покупки минеральных удобрений, то в этом году средства на субсидирование покупки минеральных удобрений пока сохранены в прежнем объеме, а на плодородие почв оставлено только 2,9 миллиона рублей. Мы обращались в правительство, проводили совещания, но денег нет. По нашему министерству финансирование бюджетных программ сокращено на 80 миллионов рублей», – заявил депутатам руководитель карельского Минсельхоза.

Урезание ассигнований на мелиоративное строительство со стороны республиканской казны может привести к прекращению финансирования работ и правительством РФ, ведь по условиям соглашения по реализации государственной программы сохранения и восстановления плодородия почв средства на эти цели должны выделять как федеральные, так и региональные власти. В нынешнем году Минсельхоз России планировал направить в Карелию 4,4 миллиона рублей на реконструкцию мелиоративных систем в Олонецком и Прионежском районах, но пока судьба этих объектов остается неопределенной. Скорее всего, мелиоративное строительство в Карелии будет остановлено – многие хозяйства не в состоянии вести работы без бюджетной поддержки. «Известкованием почв мы занимаемся ежегодно, но мелиорацию нам своими силами не одолеть. Мы вынуждены сегодня выбирать – либо обновлять технику, либо вкладывать средства в плодородие почв», – призналась генеральный директор одного из самых успешных сельхозпредприятий республики – ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское» – Антонина Жеребцова.

Между тем, как отмечают в региональном Управлении Россельхознадзора, значительные площади мелиоративных систем республики находятся в неудовлетворительном состоянии и не используются для повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Это приводит к сокращению сельхозугодий, которые задействованы в аграрной деятельности. «Тот, кто давно занимается сельским хозяйством, помнит, какие огромные средства были вложены 20-30 лет назад в мелиорацию Карелии, и сейчас это медленно, но верно погибает. Любой агроном вам скажет, что закрытый дренаж, который долго не работает, попросту приходит в негодность. А чтобы все это потом восстановить, нам опять потребуются гигантские финансовые вложения», – констатировал заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Александр Дианов.

Примечательно, что на заседании парламентского комитета, где обсуждалась ситуация с финансированием мелиорационных работ, директор ООО «Агрофирма «Тукса» Эдуард Краснов рассказал депутатам о том, как в его хозяйстве обвалился скотный двор. В агрофирме предполагалось построить современный животноводческий комплекс в рамках приоритетного национального проекта по развитию сельского хозяйства, но запланированный объект застрял на стадии государственной экспертизы, и теперь свыше двухсот голов скота, видимо, будут дожидаться обещанного новоселья в полуразрушенном коровнике. История эта, конечно, не имеет никакого отношения к мелиорации, но, согласитесь, есть в ней некий знак республиканским властям. В своем стремлении к эффектным шагам, вроде возведения крупных животноводческих комплексов, о которых можно докладывать в Москву, правительственные чиновники, похоже, оторвались от земли и забыли, что многие карельские фермы давно нуждаются в ремонте. Кроме того, все эти современные доильные залы с компьютерами сами молоко не производят, а коровам необходим качественный корм, который на болоте не растет.

Валерий Поташов

Обсудить (0) в ленту



Олег Липовецкий
режиссер
Я был очень толстым мальчиком и мечтал нравиться девочкам
Уроженец Карелии, режиссер лучшего (по итогам года) московского театра «Шалом» Олег Липовецкий о причинах, почему пришел в театр. А также о жизни, Карелии, театре «Творческая мастерская» и причинах отъезда в Москву.

подробнее

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение