Если администрация Прионежья в срочном порядке не выделит участки под санкционированные свалки, то в скором будущем главной достопримечательностью района станут не красоты карельской природы, а горы мусора, живописно и обильно разбросанные вдоль дорог, на берегах рек и озер, в лесах. Одним словом – везде!

|
Проблема организации мест сбора твердых бытовых отходов, или попросту свалок, в Прионежском районе стоит остро уже не первый год. Смешно сказать, но в районе, площадь которого составляет 4 тысячи 600 квадратных километров, на территории которого расположено 64 населенных пункта, есть всего два места, где официально разрешено складировать, сортировать и утилизировать мусор. Это свалки в районе Падаса и недалеко от Новой Вилги.
Есть и третье официальное и, надо отметить, самое больше "мусорное" место – это свалка в Орзеге. Но, несмотря на то, что она находится на территории Прионежья, вывозить свой мусор жители района туда не могут, поскольку это официальная свалка карельской столицы, а стало быть, эксклюзивным правом пользоваться ею обладают петрозаводчане. Прионежский мусор в Орзеге принимать почему-то не хотят.
Тем не менее, жители Прионежья, которых насчитывается свыше 20 тысяч человек, в плане производства твердых бытовых отходов ничем не отличаются от жителей Петрозаводска. Вот только законно вывозить своеобразные плоды цивилизации им некуда. Поэтому и появляются груды мусора во всевозможных местах, а надзорные органы разворачивают борьбу с несанкционированными свалками. Но проблема в том и заключается, что санкционированных свалок в районе по большому счету просто нет.
Мест нет и не появится
По закону полномочия по сбору и вывоза мусора возложены на собственников земли: в населенных пунктах этим должны заниматься администрации поселений, в лесном фонде – лесничества, вдоль автомобильных трасс – дорожники и т.д. А вот определить и узаконить места, куда можно вывозить мусор, должна администрация муниципального района. У администрации Прионежья до этого вопроса уже несколько лет руки не доходят.
– По этому вопросу на совете глав поселений района мы неоднократно обращались к главе района Андрею Поценковскому, – говорит глава Рыборецкого сельского поселения Ирина Ильюшенко. – Еще в 2005 году нам было обещано, что земельный отдел и отдел ЖКХ Прионежской мэрии, который отвечает за экологию, этим вопросом займутся. Но воз и ныне там, ничего не сделано. Даже на бумаге никакого плана нет. При формировании бюджета ни копейки на решение этого вопроса не было заложено.
|
При этом сельские мэры не требуют от районных властей создавать свалки при каждом поселении: достаточно создать одну свалку на несколько соседних поселений. По примерным подсчетам, чтобы удовлетворить потребности Прионежья, необходимо создать всего три-четыре места для сбора твердых бытовых отходов.
– По моему мнению, это должна быть специальная муниципальная программа, которая будет предусматривать геологоразведку, подготовку проектно-сметной документации и непосредственно само строительство свалки. После этого должно быть постановление районной власти о предоставлении в аренду или пользование свалки администрациям поселений, либо управляющей компании. Но этого не происходит. В итоге сейчас на территории района для вывоза отходов используются любые пустыри, заброшенные карьеры, старые дороги, – рассказывает Ирина Ильюшенко.
В результате за появление несанкционированных свалок каждый раз приходится отвечать тысячными штрафами администрациям сельских поселений, бюджет которых и без того не богат. При этом зачастую природоохранные органы предъявляют претензии к главам поселков за свалки, которые расположены не на землях поселений.
– Те главы поселений, у кого характер посильней, пытаются оспорить эти требования. Ведь мы несем ответственность только за территорию поселений. У других земельных участков есть свои хозяева, и они должны следить там за порядком. Но многие главы поселков уже просто так устали от этих претензий, что предпочитают просто заплатить штраф и убрать мусор с чужой территории. Но согласитесь, бесконечно это продолжаться не может. При этом руководство Прионежской мэрии просто устранилась от решения этой проблемы, – говорит председатель совета глав поселений Прионежского района Елена Брагинова.
Примечательно и то, что в Схеме территориального планирования Прионежья, а это основной документ, по которому должна развиваться территория в течение многих лет, районная мэрия снова "забыла" предусмотреть места для сбора и утилизации ТБО. Но при этом запланированы мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок. Возникает вопрос: куда власти Прионежья предполагают вывозить мусор с незаконных свалок, если законных не существует?
"Культурки" у нас маловато
Особенно обостряется "мусорный" вопрос в дачный сезон. В Прионежском районе расположены десятки дачных кооперативов, в которые с наступлением теплых дней устремляются тысячи петрозаводчан. И по традиции, итогом загородного отдыха горожан становятся горы мусора на подступах к дачным поселкам. По идее, дачные кооперативы должны заключать договоры на вывоз мусора со своих территорий. Однако подавляющее большинство председателей садоводческих товариществ не спешат этого делать.
|
– Для обсуждения этого вопроса на совет глав поселений мы приглашали председателей дачных кооперативов, расположенных в Прионежском районе, – рассказывает Елена Брагинова, – Многие из них утверждали, что нанимать управляющую компанию для вывоза мусора, это будет дорого. К тому же каждый председатель говорил, что мусорят члены не его кооператива, а соседнего. В итоге, к компромиссу прийти не удалось, хотя с нашей стороны предлагались различные варианты.
Согласитесь, ситуация выглядит абсурдно: по утверждению председателей кооперативов, все дачники законопослушно складывают свой мусор в пакеты и везут его в город, чтобы там выбросить в контейнер, но при этом свалки на подступах к дачным поселкам становятся все больше и больше. Все это говорит об отсутствии элементарной культуры. Неужели городских жителей радуют огромные кучи мусора по пути на загородные участки? Вряд ли.
А с другой стороны, куда девать мусор, если его сбор и вывоз не организован, а официальных мест для свалок нет? Конечно, небольшая часть петрозаводчан везут на автомобилях свой мусор в город, остальные же предпочитают избавляться от него по дороге домой. А что делать тем, у кого нет личного автотранспорта? Если представить, что у всех дачников разом проснется совесть, и они повезут свои отходы в город, то пригородные автобусы и поезда превратятся в мусоровозы.
Кстати, в ближайшее время природоохранная прокуратура намерена провести проверку дачных кооперативов и прилегающих к ним территорий в Прионежском районе. В случае обнаружения несанкционированных свалок, виновным в их появлении грозят солидные штрафы.
Мусор бывает опасным
Но не только дачники в ответе за появление несанкционированных свалок в Прионежье. Свой посильный вклад в превращение района в гигантское отхожее место карельской столицы вносят и предприятия города. За сдачу мусора на городскую свалку надо платить деньги, и далеко не все руководители организаций хотят раскошеливаться. В результате мусор сваливается где угодно, но только не там, где полагается. Одно дело если это обычные бытовые отходы, другое – если речь идет об опасных веществах.
Все мы помним историю с обнаружением незаконной свалки возле автодороги Заозерье-Ялгуба, где были обнаружены восемь несанкционированных захоронений люминесцентных ламп и медицинских термометров на площади 620 квадратных метров. По решению суда министерство сельского хозяйства и экологии, министерство лесного комплекса и администрация Прионежского района в течение шести месяцев должны ликвидировать эту опасную свалку.
А недавно природоохранная прокуратура республики выявила еще одно незаконную свалку ртутьсодержащих отходов, которая в течение 15 лет располагалась в санитарно-охранной зоне городской свалки в Орзеге.
– Эта свалка была выявлена в ходе проверки. Во время следствия выяснилось, что около 15 лет назад коммерческая фирма по договоренности с прежними властями Петрозаводска намеревалась открыть на этом месте пункт по сбору ртутьсодержащих отходов. Началось оборудование площадки и прием опасных отходов. Однако надзорные природоохранные органы отказали в согласовании по размещению пункта сбора. Вскоре коммерческая фирма прекратила свое существование, а содержащие ртуть отходы так и остались на территории, прилегающей к городской свалке, – рассказал исполняющий обязанности карельского межрайонного природоохранного прокурора Алексей Одинцов.
На днях суд обязал администрацию Петрозаводска, в чьем ведении находится свалка в Орзеге, и министерство сельского хозяйства республики, которое обязано следить за соблюдением экологических норм, ликвидировать и эту незаконную свалку ртути.
Проверяющих на всех не хватит
Природоохранная прокуратура постоянно держит на контроле ситуацию с несанкционированными свалками. Однако мер прокурорского реагирования для решения этой проблемы недостаточно.
– У нас в штате всего четыре сотрудника, а следить за соблюдением природоохранного законодательства мы должны по всей республике, – говорит Алексей Одинцов. – Невозможно, на каждом углу поставить проверяющего, чтобы он пресекал незаконный выброс мусора. Тем более, что проблема несанкционированных свалок остро стоит не только в Прионежье, но и во всех без исключения районах Карелии.
По словам исполняющего обязанности карельского природоохранного прокурора, сложности возникают и из-за несовершенства законодательства. По этой причине не всегда удается найти юридическое или физическое лицо, виновное в нарушении.
– В решении этого вопроса необходимы координированные действия органов местного самоуправления, милиции и контролирующих органов, – считает Алексей Одинцов.
При этом и.о. природоохранного прокурора отметил, что его ведомство всегда реагирует на обращения, поступающие от граждан. Что же касается выделения земельных участков под места сбора и утилизации твердых бытовых отходов, то это является непосредственной обязанностью администрации и главы района. И если власти Прионежья будут и дальше с тем же упорством игнорировать исполнение своих полномочий, их через суд обяжут выделить земельные участки под свалки, а виновные должностные лица будут привлечены к ответственности.
Подготовил Андрей Кузнецов