В полку карельских сценаристов прибыло — для экранных "Ментов" теперь пишут не только Раиса Мустонен, Дмитрий Вересов, но и Лариса Жданова.

|
Когда из каждого "утюга" звучали песни типа "Ты целуй меня везде…", редактор газеты "Губерния" Лариса Жданова пыталась убедить своих питерских друзей заняться написанием стишков для нашей эстрады. "Бабки плывут мимо! – негодовала Жданова. – Да такие дурацкие четверостишья любой из вас за десять минут напишет!" Но никто из ее товарищей, однокурсников журфака, "творить" для шоу-бизнеса не начал, а ей, руководителю популярного еженедельника, этим заниматься было некогда. Потом пришла мода на женские детективы и любовные романы. И снова Жданова в кругу сокурсников возмущалась: "Чего вы ждете, лентяи? Это же халявные деньги!" Народ веселился, но дамские романы опять-таки никто сочинять не стал.
Года два назад все та же кампания в очередной раз обсуждала кризис российской журналистики. И снова Жданова, уже депутат парламента, повторила свою любимую шутку: "Так и будем ныть до скончания века. Гляньте, что по телевизору показывают. Это же ужас, летящий на крыльях ночи! Да такие сценарии мы можем писать с полпинка! Вот вы тут сидите, а деньги опять плывут мимо!" И тут близкая и родная подруга не выдержала: "Ларик, ты уже достала своими советами! Газету не делаешь, значит, мозги свободны. Сядь и напиши свой сценарий. А мы посмотрим!"
И ведь посмотрим! В новом телесезоне в сериале "Улицы разбитых фонарей" зрители увидят две серии по сценариям, написанным Ларисой Ждановой в соавторстве с Дмитрием Вересовым.
Тоска вылилась в сценарии
"В жизни каждого человека бывают моменты, когда становиться скучно, – поделилась Лариса Жданова. – Как-то так совпало в моей жизни: любовь за тридевять земель, дочь-студентка живет своей жизнью, работа далека от творчества… В общем, начался запоздалый кризис среднего возраста. Ну и я все время думала: вот бы сценарий написать. Занималась маниловщиной, в общем. И вдруг…
|
Кто-то из великих сказал: "Пока в твоей голове герои не начали ходить и говорить, не нужно писать", – продолжает Лариса Жданова. – И вот в одно прекрасное утро я лежала в полудреме (а я обожаю полчаса поваляться, проанализировать вчерашний день и подумать о планах на предстоящий), – и вдруг увидела кино: в моей голове прокрутилась драматическая история убийства, с настоящими героями, с диалогами. И главное: интересная история! Мне оставалось только все записать".
В Петрозаводске есть у кого поучиться искусству написания киносценариев. Карельские писатели Раиса Мустонен и Дмитрий Вересов довольно часто мелькают как авторы в титрах отечественных сериалов. Именно Раиса Генриховна стала крестной матерью для начинающей сценаристки Ларисы Ждановой. Она показала Ларисе свои работы и синопсисы, дала телефоны нужных людей. Вскоре питерская киностудия рассматривала порядка 10 заявок от нового автора из Карелии.
"Я приехала этой весной в Питер погостить и позвонила редактору: "Вы прочитали мои заявки? Имеет ли смысл нам встречаться?" – рассказывает Жданова. – "Конечно, – отвечает редактор, – имеет. Какие великолепные убийства! Какой язык!". Услышав такое, я летела в здание "Ленфильма" на крыльях. Во времена нашего студенчества мы с замиранием сердца проходили мимо киностудии. Люди, которые там работали, казались нам небожителями! Сейчас там множество небольших студий, в том числе и "Граффити-фильм", которая снимает "Улицы разбитых фонарей". Я вошла туда на полусогнутых…
В кабинете редактора все повторилось: "Отличный язык, очень интересный убийства…" Я уже видела себя, идущей по красной дорожке к своему Оскару мимо рукоплещущих Спилберга, Кубрика и Тарантино. И вдруг в эти мечты врывается голос редактора: "Жаль только, что все это не имеет ни малейшего отношения к кинодраматургии". Так я скатилась с красной дорожки в грязь лицом".
На студии Ждановой посоветовали подучить теорию, почитать умные книжки, типа "Кино между адом и раем" Александра Митты. И экс-редактор популярной газеты, известный журналист, как послушная ученица, стала изучать азы нового дела. Потом была еще одна заявка на сценарий, и ее вновь отклонили. Оказалось, что писать для кино не так просто, как виделось со стороны. Другой бы уже бросил эти игры, но не Лариса Жданова. Ей по-настоящему понравилось придумывать истории, и остановить ее уже было нельзя. По совету Раисы Мустонен и именитого однокурсника, сценариста фильма "Итальянец", выдвигавшегося на "Оскар-2006", она стала искать соавтора. И нашла его в лице опытного Дмитрия Вересова. Через некоторое время сериал "Улицы разбитых фонарей" обзавелся новым авторским дуэтом. Их два фильма уже в производстве, мы сможем их увидеть в следующем году.
До Лунгина как до космоса
"Обе истории сценариев, которые купила студия – мои, – говорит начинающий сценарист. – Дима, с которым мне очень легко работается (мы держим связь по электронке), помогает выстроить драматургию картины, придумывая какие-то повороты, погони. Я у него учусь. Ведь мало придумать историю – ее нужно рассказать в действии так, чтобы было понятно редактору, режиссеру, продюсеру и зрителям. Мне нравятся мои герои – опера из "Улиц". Они добрые, у них юмор хороший. Правда, они иногда мешают – история без них рассказывается гораздо легче (смеется)".
Сегодня в голове начинающего сценариста зреют две пьесы и один женский сериал. Последний Жданова планирует написать вместе с двумя однокурсницами, засев в Стамбуле, где у одной из них есть пустующая квартира. По заверениям сценариста, это не будет "Секс в большом городе" или "Все мужики сво…". Нас ждет драматическая история о женской судьбе, с криминалом и юмором, на 8-12 серий. Возможно, что за нее возьмется одна из московских киношных контор: работающие в Москве сокурсники постарались найти нужные связи.
"А недавно один друг написал: "Если создашь что-нибудь серьезное, обещаю, что Павел Лунгин лично прочитает", – смеется Лариса Жданова. – Но мне до Лунгина как до космоса. Я еще в стадии куколки, до бабочки далеко. Период ученичества – непростой, но ужасно интересный. А там… К чему заглядывать так далеко. Жизнь – как кино. Поживем – посмотрим, какое получится!»
Наталья Витива