Алексей Максимов, руководитель организации экологических исследований "Карельская Экологическая Экспедиция"

|
- Человек несет ответственность не только за свое будущее, но и за свое прошлое. На протяжении десятилетий уничтожалась история, и вот тогда, когда, казалось бы, что, то остервенение, к которому нас приучили – рвать собственную память, - начало ниспадать, когда показательно останавливается уродующие исторический центр Москвы строительство небоскребов и торговых центров, Петрозаводск с удивительным упорством пытается наступить на грабли недоразумений.
Онежский тракторный завод - душа, сердце и исток города. За триста с лишним лет с ним происходили разные трансформации, но ни реформы, ни войны, ни революции не уничтожили смысл его создания. Никакому «махровому» коммунисту в голову не приходило «снести памятник царскому наследию»
Сдались… Чуть более десяти лет и все… лапки кверху… Что там те триста лет, что там имя Петра и Екатерины, что там Геннин и Гаскойн… Им ведь можно оставить одну заводскую трубу на память от нынешнего поколения, да пару цехов с символическими стендами – «Здесь был, трудился и работал…»
«А вот во Франции, а вот в Германии, а вот в Англии… старые заводы теперь уже и не заводы, а…» Конечно. Не заводы – магазины, модные рестораны и гостиницы… С той лишь разницей, что те заводы построены в городах, а не города построены вокруг этих заводов. Да, и ни одному европейцу не придет в голову уничтожать памятники промышленной архитектуры. (ОТЗ не является таковым. Памятников промышленной архитектуры, как явления, в России вообще нет.)
Все проекты по застройке бывшей первой площадки ОТЗ по-своему хороши. Достойный выбран победителем. Лет через двадцать-тридцать экскурсоводы будут рассказывать о том, что «на месте этого великолепного комплекса, выполненного архитектором… по заказу компании… Петр Первый когда-то заложил завод, в дальнейшем давший название городу Петрозаводску, о чем свидетельствует памятная доска… и еще в книжке по истории можете почитать…»
Архитектура формирует память, память формирует историю, история формирует культуру сознания. Наша культура – наша архитектура. Не новоделы и не ультрасовременные подделки. Камни, кирпичи, переложенные сотней рук наших предков; сила, воля к жизни. Что формируют торговые центры, помимо общества потребления, лично я не знаю.
Можно ли было распорядиться этим участком земли по-другому, кроме как сделать из него инструмент девеллоперского бизнеса и общегородской корректировки цен на недвижимость в ближайшей перспективе? Вероятно, это правильно – городу нужны деньги и инвестиции, городу нужны гостиницы и торговые центры, городу нужно элитное жилье, городу нужно удерживать спрос и ценовую политику на квадратные метры… Что по мне, так пусть бы лучше в восстановленных корпусах было экологичное сборочное производство, лаборатории факультетов университета, технопарк, в конце концов – все, что хоть каким-то образом напоминало научно-техническое и производственное развитие, что могло бы логично продлить жизнь основанного Петром завода.
Кто-то скажет, что я сноб, или преследую тут какие-то цели и коммерческий интерес. Преследую. Я хочу быть честным перед самим собой. И еще у меня есть гражданская позиция – не отворачивать стыдливо взгляд, если не смогу ответить на вопрос: «Как вы все допустили, что легенду города превратили в городской кабак?» и честно ответить: «Лично я к этому не имею никакого отношения, и о своей позиции сказал».