РЕКЛАМА
Молочные реки обмелели
06 декабря 2010, Капитал
Поделиться

Крупнейшие сельхозпроизводители Северного Приладожья оказались на грани разорения.

Когда-то три бывших совхоза, а ныне муниципальное унитарное предприятие "Племсовхоз имени А.М.Дзюбенко", ОАО "Племенной завод "Сортавальский" и ОАО "Приладожское", обеспечивали работой около тысячи жителей Сортавальского района и худо-бедно снабжали республику молоком, мясом и яйцом. Сегодня продукцию крупнейших сельхозпроизводителей Северного Приладожья почти не увидишь на прилавках карельских магазинов, а массовое увольнение сортавальских животноводов, не получающих вовремя даже те гроши, за которые они работают, напоминает бегство с тонущего корабля.

"Дорога в никуда"

"С начала года от нас ушли 86 человек, а производство молока упало на 25 процентов", - посетовал исполнительный директор МУП "Племсовхоз им. А.М.Дзюбенко" Николай Монахов, выступая в начале декабря на заседании комитета республиканского парламента по агропромышленной политике и развитию села, где обсуждалась ситуация в сортавальских сельхозпредприятиях. Однако, как заметил председатель комитета Алексей Федотов, сам возглавляющий Медвежьегорский молокозавод, нынешний объем производства молока в племсовхозе имени Дзюбенко – всего около 6 тонн – явно не соответствует численности работающих в муниципальном предприятии – 190 человек, и дальнейшее сокращение персонала неизбежно. "Зачем вам при таких объемах молокозавод? Продайте вы свое молоко в Петрозаводск и не перерабатывайте сами! Не нужно держать лишних людей!", - порекомендовал депутат-аграрий.

В январе этого года в МУП "Племсовхоз им. А.М.Дзюбенко" было введено внешнее управление, но пока ничто не свидетельствует о финансовом оздоровлении самого крупного животноводческого хозяйства Сортавальского района: за 9 месяцев убыток предприятия от продаж, даже с учетом государственной поддержки из регионального бюджета, составил около 9 миллионов рублей, задолженность перед поставщиками превысила 10 миллионов, а долги по зарплате – 2,3 миллиона.

"Как нам возвращать эти долги? Волшебников, которые смогут заработать такие деньги, нет. Когда приходится постоянно думать, как бы заткнуть какую-нибудь дырку, ничего сделать нельзя. Самому предприятию с этой ситуацией не справится: у нас изношены фонды и нет оборотных средств. Если не будет инвестиций, следующую зиму мы вряд ли переживем. Это дорога в никуда", - констатировал Николай Монахов.

 Инвестор – не панацея

Как оказалось, ситуация в МУП "Племсовхоз им. А.М.Дзюбенко" еще не самая плачевная. Если муниципальному предприятию удалось хотя бы заготовить в достаточном объеме корма для зимовки скота, то ОАО "Племенной завод "Сортавальский", где также введена процедура внешнего наблюдения, обеспечено кормами менее чем наполовину, притом, что дойное стадо племзавода сократилось в нынешнем году на 100 голов. Не удивительно, что за три минувших квартала предприятие произвело молока на 626 тонн меньше, чем за аналогичный прошлогодний период, и на 682 тонны ниже плана. Убыток племзавода от продаж с учетом господдержки составил 11,5 миллиона рублей, хотя в прошлом году компания даже получила прибыль. Долги предприятия перед поставщиками превысили уже 18 миллионов рублей, по налоговым платежам – 11 миллионов, а перед персоналом – 7 миллионов.

"Мы вынуждены бороться с саботажем. Люди не хотят работать. В сложившихся условиях я не вижу другого выхода, как вводить на предприятии конкурсное производство. Нам нужно как-то пройти зиму, сохранить стадо и в будущем году продать предприятие стратегическому инвестору", - заявил на заседании парламентского комитета внешний управляющий племзавода "Сортавальский" Андрей Бурунов.

Однако, как свидетельствует история ОАО "Приладожское", которое принадлежит крупнейшему на Северо-западе России производителю мяса птицы и яиц – холдингу "Леноблптицепром", даже стратегический инвестор порой не способен спасти предприятие от глубокого финансового кризиса, а именно так оценивают нынешнее положение птицеводческого хозяйства из Сортавалы в Минсельхозе Карелии. "Размер кредиторской задолженности велик (62,8 миллиона рублей – прим. "Столицы на Онего"), предприятие не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость практически полностью утеряна. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения ситуации, даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности, невысока", - говорится в документах республиканского министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства, подготовленных к заседанию депутатского комитета по агропромышленной политике и развитию села. Убыточность производства яйца в ОАО "Приладожское" уже заставило руководство "Леноблптицепрома" принять решение о сокращении поголовья птицы и прекращении работ по модернизации птицеводческого хозяйства в Карелии.

"Я не знаю, как нам вытягивать предприятие, если директора других хозяйств, которые находятся в холдинге, платят за электроэнергию на 30 процентов, а за воду – на 35 процентов меньше, чем мы. Энергетики требуют с меня авансовый платеж, а у меня еще курица не дала яйцо", - развел руками генеральный директор ОАО "Приладожское" Александр Сопельник.

Приладожских аграриев спасут гуси?

После долгого обсуждения ситуации в бывших совхозах Сортавальского района парламентский комитет по агропромышленной политике и развитию села решил обратиться в республиканский Минсельхоз с просьбой продолжить работу с крупнейшими сельхозпроизводителями Северного Приладожья и не допустить ликвидации этих хозяйств. "На голом месте начинать сложнее, а молоко и мясо востребованы на рынке", - подчеркнул Алексей Федотов. Однако у самих руководителей сельхозпредприятий эти заявления, похоже, особых надежд не пробудили, ведь принятый во втором чтении бюджет республики на 2011 год сулит карельским аграриям существенное сокращение объемов государственной поддержки.

Между тем, присутствовавший на заседании депутатского комитета председатель совета Союза потребительских обществ Карелии Владимир Лиминчук вообще выразил удивление тем, в каком положении оказались крупнейшие сельхозпроизводители Северного Приладожья, где испокон веков возделывали землю и держали скот. "Заведите гусей. На это не надо ума и больших инвестиций", - посоветовал руководитель "Карелпотребсоюза" директорам сельхозпредприятий, оказавшихся на грани банкротства.

 Валерий Поташов

Обсудить (0) в ленту



Мужчина утонул во время рыбалки в Карелии
15:30 Происшествия
В Карелии проходит основной день голосования на муниципальных выборах
14:20 Общество
В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение