Бежать в прошлое или творить будущее?
24 апреля, Личное мнение
Поделиться

В недавнем выступлении в Национальной библиотеке Карелии главный редактор «Русского журнала» Александр Морозов рассуждал об отличиях десятых годов от нулевых. Первым из них он назвал возрастающее внимание граждан к урбанистике и становление «креативных городов», каждый из которых стремится отличаться «лица необщим выраженьем».

Гражданское пробуждение в Петрозаводске, начавшееся зимними митингами, весной переросло в целый ряд проектов по обустройству города, широко разошедшихся по соцсетям. Однако гражданская «зима» у нас длилась не одно десятилетие – и до сих пор непонятно, кончилась ли? Это не могло не оказать влияния на специфику «весенних» инициатив, многие из которых нацелены не на творческое созидание будущего, а сводятся к несбыточному желанию остаться в прошлом.

Одной из таких инициатив выглядит кампания в защиту кинотеатра «Сампо», точнее – того, что от него осталось. Сторонники этой инициативы благостно припоминают, какие очереди стояли в этот кинотеатр в советское время (хотя гордиться очередями – это довольно странно). Однако никаких конструктивных проектов – во что сегодня можно было бы превратить эти руины? – инициативная группа не заявляет. Такое впечатление, что они мечтают просто о машине времени, которая перенесла бы их в молодость, когда в этом кинотеатре шли воодушевляющие советские фильмы…

Появилась сетевая группа, мечтающая о возвращении и еще более давнего прошлого – а именно, восстановить памятник Александру II, стоявший некогда на нынешней площади Кирова. Оказывается, романтическая мечта о «царе-освободителе» до сих пор жива в некоторых гражданах. Однако, если, например, в Хельсинки памятник тому, кто существенно расширил самоуправление Финляндии, выглядит весьма органично, то Олонецкая губерния при Александре II оставалась такой же покорной «провинцией», как и нынешняя Карелия...

Вот уж кто точно не хочет ничего менять – так это товарищи коммунисты. Удивительный парадокс – если их предшественники вековой давности были историческими авангардистами, звали в какое-то неведомое будущее, то нынешние – абсолютные консерваторы. Они горой стоят за сохранение всех советских памятников и названий в городе, не замечая иронии – их вождь вряд ли дал бы свое имя проспекту, на котором строятся все новые и новые «буржуазные» торговые центры.

Впрочем, даже на реальном буржуазном Западе, который у коммунистов принято «не любить», нет такого засилья безвкусной рекламы, как на улицах постсоветских городов. И каждый европейский город сегодня стремится в первую очередь показать свое историческое и культурное своеобразие. А объясняется этот контраст просто – нынешний «капитализм» у нас строили все те же вчерашние коммунисты, по своим советским учебникам, где этот строй был описан диким, олигархическим и бесконечно «загнивающим»…

Однообразная и надоедливая реклама, лезущая в глаза даже в общественном транспорте, затмевает главную проблему – дефицит общественной креативности. А развитие современных городов немыслимо без гражданских творческих проектов, сколь угодно «безумных», но придающих каждому городу свою уникальную специфику.

Европейские города сегодня хватаются за любую историческую мифологию, чтобы привлечь к себе туристов, да и жизнь самих горожан сделать активнее и интереснее. У нас же пишутся мегабайты печальных констатаций того, что в Петрозаводске крайне мало ярких объектов, способных заинтересовать гостей города. Однако и у нас есть такая мифологическая «зацепка», которая уже давно обсуждается в соцсетях. Это Онегаборг, отмеченный на картах Меркатора и Ортелиуса. Почему бы не открыть в городе культурно-исторический центр с этим именем, где проводились бы популярные реконструкторские турниры, фолк-фестивали и т.д.? Речь идет не о какой-то реставрации прошлого, но именно о развитии города в контексте современной «экономики образов». Такой центр не просто привлек бы туристов, но изменил бы в творческом ключе и мышление самих горожан, заставил бы обратить внимание на уникальную озерную специфику города, которая в индустриальную эпоху рассматривалась сугубо утилитарно… Но стоит завести речь об Онегаборге в нашей консервативной аудитории – первыми же возражениями будут: это чуждое нам название, вы хотите переименовать город, отделить его от России и прочая пугливая чушь.

В свое время подобную стену пробивал зимний фестиваль «Гиперборея». Но за десять лет он стал уже одним из самых узнаваемых брендов города.

Еще один из потенциальных брендов столицы Карелии – это ее городские леса. В соцсетях также уже весьма популярен проект по их сохранению, его инициаторы проводят пикеты с довольно креативными лозунгами и т.д. Но, к сожалению и здесь можно отметить склонность к консерватизму – «оставьте все как есть». Тогда как для придания этому экологическому проекту яркой актуальности он должен быть именно перспективным – выступать не просто за сохранение лесных зон, но за их развитие, со всей современной инфраструктурой, которая сопутствует таким зонам в европейских городах – детские и спортивные площадки, велодорожки и т.д. Почему инициаторы этого проекта не разрабатывают таких планов – пока непонятно…

Поэтому выглядит неудивительным, что состоявшийся в апреле круглый стол по городскому развитию не вызвал широкого общественного и медиа-интереса. Далековато нам еще до «креативного города»…

Обсудить (0)



Олег Ермолаев
вице-премьер Карелии по экономике
По сути, мы говорим о новом проекте
О возвращении идеи строительства центра Wildberries в Петрозаводске

подробнее

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение