Мечта о будущем в "советском заповеднике"
14 марта 2013, Личное мнение
Поделиться

Архитектурная модель модернизации прибрежных территорий Петрозаводска, разработанная в рамках европейского проекта «Города у воды», конечно, впечатляет. Но и порождает резонные вопросы, уже перечисленные в «Столице на Онего»: «Кто будет строить? Что будут строить? На что будут строить? Как долго? И будут ли строить вообще?»

Конечно, воздушные замки рисовать легко и приятно – особенно, когда эти фантазии финансируют европейские фонды. Но если за реализацией этих проектов не прослеживается какой-то инвестиционной стратегии, они так и рискуют раствориться в воздухе, когда волшебный луч 3D-проектора погаснет…

Проще говоря: кто и почему должен быть заинтересован в такой масштабной реконструкции города, чтобы искать и вкладывать в нее колоссальные средства?

Казалось бы, ответ очевиден – городские власти. Но есть очень большие сомнения в том, что нынешний городской бюджет способен перетащить хотя бы самую малую часть этих виртуальных картинок в реальность.

Решение вопроса все же зависит от самих горожан. Если они заинтересованы в воплощении этого проекта, они сами будут тормошить чиновников и выдвигать на выборах тех кандидатов, которые стремятся двигать город в будущее. А вот здесь, пожалуй, и кроется самая важная проблема…

Почему, к примеру, в финских городах, которые также включены в этот проект (Йоэнсуу и Китее), стратегия модернизации прибрежных территорий уже работает? Потому что там нет расхожих и даже доминирующих у нас настроений: «оставьте все как есть или будет еще хуже». Там просто строят свое будущее – а у нас его боятся. Похоже, главная граница России с Европой – не политическая, а психологическая.

В Петрозаводске, с его индустриальным и советским наследием, такие проекты развития прибрежной специфики пока выглядят как фантастика. Показательно, что за три века официальной истории города в нем не возникло ни одной народной песни об Онежском озере. Город и озеро просто соприкасаются – но не взаимодействуют как единое культурное целое. Потому что в отличие от поселений, возникавших естественным образом, Петрозаводск изначально строился вокруг пушечного завода, и приписанные к нему рабочие свозились из разных мест. Этот «пролетарский» менталитет сказывается и поныне…

Есть некая ирония истории в том, что коммунистическая идея, поначалу звавшая в «светлое будущее», в конечном итоге обернулась поклонением «славному прошлому». Причем это касается не только коммунистов, но и обычных беспартийных граждан, просто «привыкших». Участники международного семинара по городскому маркетингу, прогулявшись однажды по центру карельской столицы, остроумно назвали его «советским заповедником». Такой концентрации имен и памятников советской эпохи уже мало где найдешь! Причем чаще всего эти деятели никакого биографического отношения к Карелии не имеют.

Дело здесь не в каком-то идейном «антикоммунизме», но в ясном осознании того факта, что современные города и регионы для своего развития опираются именно на местные уникальные бренды. В прошлом году инициативная группа предложила подчеркнуть уникальность карельской столицы, переименовав ее главный, ведущий к озеру проспект в Онежский. Так один из инициаторов этой идеи этнограф Алексей Конкка огреб на «Столице» целый ворох возмущенных комментариев! Причем в основном не от каких-то пламенных коммунистов, а от «простых горожан», которым имя Ленина, стандартное для главных улиц российских городов, оказывается ближе специфики своего родного города…

Именно этот, стандартизированный, консервативный менталитет и оказывается главным препятствием на пути полноценной модернизации города. Она может быть успешной лишь в том случае, если сами горожане начнут ценить его культурную и природную уникальность. В противном случае, вся «модернизация» сведется лишь к строительству опять же стандартных, как и во всех городах, супермаркетов. И еще одна ирония нашей постмодернистской эпохи – эти «буржуазные» заведения массово возникают на улицах, названных в честь «пролетарских» вождей.

Вряд ли какой-то инвестор будет вкладываться в развитие прибрежной инфраструктуры Петрозаводска, если для самих горожан она не имеет особого значения. Ну, стоят там руины старых заводов, нам-то что? Похоже, патриотизм у нас будут «усиливать» привычными методами – например, восстановлением панно с советскими орденами на вокзале. Что ж, можно увешаться этими орденами хоть по-брежневски – но зачем тогда вообще мечтать о будущем?..

Обсудить (0) в ленту



«Заменили кровлю, окна и двери»: в Медвежьегорском районе полностью обновили ФАП

Подробностями проведения ремонта поделился глава карельского Минздрава Михаил Охлопков.

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение