
В Карелии 20 июня 2013 года вступил в силу закон №1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия" – закон, который можно без преувеличения назвать бомбой для предпринимателей. В лучшем случае он чреват повсеместным сворачиванием бизнеса, в худшем – массовыми суицидами среди бизнесменов. Я не шучу.
Принятый Законодательным собранием 23 мая и подписанный главой республики Александром Худилайненом 10 июня закон устанавливает, в частности, порядок определения цены земельных участков, которые находятся в собственности РК, порядок их оплаты при продаже собственникам расположенных на этой земле строений, правила определения размера арендной платы и т.п.
Не буду цитировать статьи закона: желающие могут сами с ним ознакомиться. Это, к слову, то еще чтиво – любители острых ощущений точно испытают удовольствие. Замечу только, что узнал о данном нормативном акте, а следовательно, и о нововведениях в земельных отношениях, почти случайно.
![]() |
Дело было так. Я подумывал взять землю под тренажерный зал и остановил свой выбор на участке размером в 1,7 га на улице Ригачина – обычный такой участок, предназначенный как раз для строительства спортивного объекта. Обратился к знакомому юристу, чтобы тот прикинул, сколько будет стоить аренда.
После внимательного изучения всех документов юрист положил передо мной кадастровую выписку, копию этого самого закона и заявил: "О своих планах можешь забыть".
Как так? – спрашиваю. А он тычет пальцем в две цифры: кадастровую стоимость приглянувшегося мне участка и годовую арендную плату за него. Одна цифра краше другой.
Да в этой земле, вероятно, золото с алмазами зарыто – не иначе.
Согласно 1712-у закону, размер арендной платы определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка. Причем, процент зависит от целевого назначения земли. Так, для участков, которые предназначены для размещения на них гаражей, офисов, спортивных объектов, объектов культуры, искусства, религии, арендная плата установлена в размере от 5% до 30% кадастровой стоимости.
Для участка на Ригачина кадастровая стоимость определена в размере 22 миллиона 705 тысяч рублей. Даже не спрашивайте меня, с какого потолка взялась эта цифра – ответ на этот вопрос я ищу до сих пор.
Поскольку дополнительные нормативные акты к закону пока не приняты, в настоящее время он действует, что называется, "по максимальной ставке". Пресловутые 30% от кадастровой стоимости в 22 миллиона 705 тысяч – это 6 миллионов 811 тысяч. Именно столько мне ежегодно пришлось бы платить за аренду. Без учета НДС.
Таких бешеных цен нет нигде в мире. Карелия бьет все рекорды. Даже Голландии, где земля традиционно считалась самой дорогой на планете, остается только нервно курить в сторонке. Там 1 га стоит около $50 тысяч, или 1,650 млн рублей. При этом арендной платы нет вообще.
Забыв про тренажерный зал на Ригачина, я принялся изучать вопрос дальше. Стало интересно, как новый порядок отразится на тех, кто уже выкупил землю. Оказалось, им еще хуже, чем мне.
Знакомый, планировавший делать туристический бизнес, взял вместе с пятью приятелями полгектара земли в Кедрозеро. Это, если кто не в курсе, 70 км от Кондопоги по бездорожью. У них там даже выхода к озеру нет – просто поляна, на которой стоит сарай.
При любом раскладе красная цена этому камнезёму, – тысяч 500 рублей, но никак не 7,5 миллиона. А ведь именно эта сумма указана в налоговом уведомлении в графе "кадастровая стоимость", и именно от нее зависит размер земельного налога.
Стоит ли удивляться тому, что знакомый решил уйти из бизнеса?
А еще я выяснил, что в некоторых районах чиновники пытаются скрыть от предпринимателей изменившиеся "правила игры" и даже идут на хитрость – выставляют им счета по старым схемам, чтобы те не разбежались. Лучше бы они этого не делали. Такая забота может иметь печальные последствия. Уж прокуратура-то ее точно не оценит. И в один прекрасный день у ничего не подозревающего человека в счет неожиданно всплывшего долга могут арестовать весь его бизнес. Пустить по миру. Чем не повод для несчастного наложить на себя руки?
Хочется, впрочем, верить, что министерство экономического развития Карелии этого не допустит и вмешается в ситуацию, пока не поздно. Чиновники любят говорить о необходимости создания хорошего инвестиционного климата и поддержки предпринимателей в Карелии. Сейчас у них появилась отличная возможность это доказать.
ДЛЯ СПРАВКИ:
Вадим Маркелов – известный петрозаводский предприниматель. Его фирма – MB Barbell является крупнейшим в России производителем и поставщиком спортивного оборудования. Его тренажеры, штанги, гантели есть чуть ли не в каждом тренажерном зале нашей страны. Завод Маркелова на окраине Петрозаводска – это один из немногих примеров успешного развития малого бизнеса, основанного не на торговле и спекуляциях, а именно на производстве.
Петрозаводчане знают Вадима Маркелова, благодаря подарку, который предприниматель недавно сделал городу – он установил бесплатные тренажеры на набережной.
Заслуги Маркелова, как бизнесмена, отмечены на уровне городских властей. В 2013 году бизнесмену присвоено звание «Почетный гражданин Петрозаводска».