Почему Карелия не Каталония?
16 октября, Личное мнение
Поделиться

В сентябре мне довелось совершить путешествие в Каталонию – почти уже новую европейскую страну. И хотя де-юре она все еще остается в составе Испании, миллионные марши за независимость там уже не остановить…

Кстати, добраться туда из Карелии гораздо быстрее и дешевле, чем путешествовать по России. Ирландская авиакомпания Ryanair летает в каталонскую Жирону из финского Тампере по ценам около 100 евро в оба конца. Для сравнения – авиабилет из Петрозаводска в Москву и обратно стоит 12 тысяч рублей (примерно 300 евро).

При этом в России очень любят «бороться за единство страны». Но подобная ценовая политика, напротив, как раз ее и разваливает, изолируя регионы друг от друга. А вот европейцы не «борются». Авиадискаунтеры, подобные Ryanair, просто по факту обеспечивают единство европейского пространства, стимулируя туристические потоки между городами различных стран.

Помимо шедевров Антонио Гауди и музея Сальвадора Дали, меня особенно впечатлила знаменитая каталонская Диада, отмечаемая 11 сентября. В этот исторический день на древнюю дорогу Via Catalana, протянувшуюся на 400 километров, вышло около полутора миллионов местных жителей, символически взявшихся за руки.

В чем же причины столь массовой и активной борьбы каталонцев за независимость? Они не сводятся к национально-культурной специфике – каталанский язык здесь стал официальным еще в 1979 году. Да и вообще националисты в местном партийном раскладе играют далеко не ведущую роль. Напротив, Каталония – весьма гостеприимный и многоязычный регион. Но при этом региональный патриотизм объединяет всех его граждан – каталонский флаг развевается едва ли не на каждом балконе, и не только по праздникам. Основная причина нежелания каталонцев оставаться частью Испании экономическая – регион вынужден ежегодно выплачивать центральному правительству в виде налогов колоссальную сумму в 16 миллиардов евро.

Однако расхожее у нас определение «сепаратизм» звучит здесь не вполне адекватно. Несмотря на то, что каталонцы требуют независимости, их уместнее называть регионалистами – как и сотни других аналогичных европейских движений. Они хотят видеть Каталонию «новым государством ЕС» (это их главный лозунг) – а значит, никаких границ с другими испанскими регионами там все равно не будет. Только налоги перестанут уходить «мадридскому двору».

Конечно, у нас очень разные политические системы. Например, в России (несмотря на то, что она называет себя федерацией) запрещено создание региональных партий и губернаторы до сих пор фактически назначаются «сверху». Российское государство не привыкло доверять самоуправление своим гражданам – имперская традиция у нас гораздо сильнее, чем в Испании…

Но все же главное различие между Карелией и Каталонией – не в политике властей и даже не в климате. Но в уровне развития гражданского самосознания и готовности отстаивать интересы своего региона. Когда холдинг «Северсталь» фактически превратил Карелию в свою колонию, отказавшись платить в республиканский бюджет налоги за вывозимое из Костомукши сырье – состоялся ли у нас хотя бы один протестный митинг?

Поэтому неудивительно, что Карелию до сих пор считают «провинцией». Это слово изначально, еще со времен Римской империи, несет смысл некоей вторичности и несамостоятельности по отношению к «столице». А вот в Каталонии уже практически невозможно заметить никакой «провинциальности» – любой местный житель скажет, что его столица – Барселона, и они вполне на равных общаются со всем окружающим миром. У них есть даже свой географический домен .cat.

Хотя история иногда демонстрирует ироничные пируэты. Так, например, прежняя администрация Петрозаводска в свои последние месяцы вдруг принялась бороться за его «столичный статус» – несмотря на то, что он уже давно закреплен в республиканской Конституции. Однако неожиданная победа на выборах кандидата, который не был назначен «сверху», стала наилучшим подтверждением столичности.

Вадим Штепа

Обсудить (0)



«Заменили кровлю, окна и двери»: в Медвежьегорском районе полностью обновили ФАП

Подробностями проведения ремонта поделился глава карельского Минздрава Михаил Охлопков.

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение