Неправильный путь
24 марта 2014, Личное мнение
Поделиться

16 января 2014 года Указом Главы Республики Карелия была утверждена региональная Инвестиционная декларация. Ровно через два месяца в Крыму состоялся референдум. В ответ на последующие события Запад стал вводить санкции.

Уже 21 марта международные платежные системы Visa и MasterCard "без каких-либо уведомлений перестали оказывать услуги по проведению платежных операций" для клиентов банка "Россия". В Карелии нет филиалов и отделений этого финансово-кредитного учреждения. Казалось бы, нет серьёзных оснований для переживаний. Тем более, официальные лица поспешили заявить, что санкции в отношении России, опубликованные департаментом контроля над иностранными активами Минфина США касаются всего одного юридического лица – АКБ "Россия", подконтрольного структурам давнего знакомого Владимира Путина Ю. Ковальчука. Включение в "чёрный" список означает блокировку всех активов банка и запрет на осуществление всех операций по любым зарубежным счетам.

За частным случаем стоит рассмотреть куда более системную проблему. Санкции США вроде бы не наносят большого вреда. По крайней мере, с экранов федеральных телеканалов об этом рассказывают политологи и экономисты, словно прошедшие интенсивные курсы пропагандистов-успокоителей. Но если эти санкции повторят страны Европейского союза, то эффект будет куда сильнее и может коснуться практически всех предприятий-экспортёров Карелии. А если Visa и MasterCard "перестанут оказывать услуги" для клиентов Сбербанка, ВТБ24 и далее по топ-10 списка российских банков, то практически все жители республики почувствуют холодновоенный ветерок.

Конечно, можно с пониманием отнестись к сложностям, которые возникают, когда отечество прирастает новыми каменистыми территориями. Ещё можно попытаться констатировать негативные последствия многолетней интеграции российской экономики в глобализирующееся пространство. Но было бы правильно попытаться спрогнозировать последствия введения санкций против России для карельской экономической системы и постараться выработать меры превентивной стабилизации. В конечном счёте, повышение эффективности госполитики по данному направлению – основная задача экономического блока республиканского правительства.

В расширенный список лиц, подвергнутый санкциям, вошли не только парламентарии и руководители президентской администрации, но и, например, глава "РЖД" В. Якунин. Очевидно, что вопрос инвестиционного сотрудничества финских партнёров с "РЖД", в том числе по проекту регулярного сообщения с Петрозаводском, на ближайшие годы закрыт. Именно по пути ограничения инвестиционной активности в России и, в частности, в Карелии пойдут все иностранные предприниматели, для которых рекомендации Вашингтона и Брюсселя не являются пустым звуком.

Обращает на себя внимание и включение в "чёрный список" Г. Тимченко, ранее подтвердившего, что у него "есть и российское, и финское гражданство". Широко известно, что предприниматель выступает соучредителем компании "Gunvor", ставшей за последние полтора десятилетия крупнейшим в Европе независимым энергетическим трейдером. Однако меньшее внимание обращается на обстоятельства, связанные с тем, что через инвестиционную группу "Volga Group" Тимченко контролирует работу нескольких североевропейских компаний, действующих в лесопереработке, нефтехимии и даже на рынке авиаперевозок.

Уже сейчас сокращение иностранных инвестиций соседствует с оттоком капитала, а сами санкции в первую очередь есть показатель резкого ухудшения делового климата. Было бы крайне нежелательно, если "крымский поворот" через усиление тем деофшоризации и повышения прозрачности собственности российских компаний приведёт к очередному витку обособления региональной экономической системы. В условиях ограничения источников внешних инвестиций и кредитов уже звучат первые призывы "обеспечить максимальную концентрацию капитала на основе внутренних источников", а для этого "необходимо заставить инвестировать в страну". – Карельским властям надлежит сделать очень непростой выбор. Или становиться инвестиционно привлекательным регионом, как это заявлено в январской Инвестиционной декларации, или "заставлять инвестировать". "Не бывает безвыходных положений, бывает только неправильный путь".

Олег Реут, политолог, публицист

Обсудить (0) в ленту



Олег Ермолаев
вице-премьер Карелии по экономике
По сути, мы говорим о новом проекте
О возвращении идеи строительства центра Wildberries в Петрозаводске

подробнее

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение