У рудного парка, созданного на руинах чугунолитейного завода, есть история и подвижники, не хватает только одного – инвестора.

![]() |
Фото: miningroads.ru |
В августе в Пряжинском районе Карелии рядом с деревней Колатсельга откроется новый туристический объект – рудный парк «Тулмозерье». Его основу составляют руины Тулмозерского чугунолитейного завода – объекта культурного наследия и памятника индустриальной истории Карелии XIX века. Это второй туристический объект в республике, созданный на основе индустриального объекта. Первый – горный парк «Рускеала» - уже догоняет по численности посетителей «золотую» карельскую тройку «Кижи – Валаам – Соловки». Рудный парк «Тулмозерье» также может войти в число самых популярных достопримечательностей Карелии, собирая вокруг толпы туристов. У рудного парка есть история и подвижники, не хватает пока только одного – инвестора.
Деньги царской семьи
По словам историка, сотрудника Национального музея Карелии Михаила Данкова, землю под будущим заводом выкупил у крестьян князь Николой Николаевич - третий сын Николая I. Для его строительства даже был заложен питерский царский дворец Николаевский. После смерти Николая Николаевича в 1891 году все права на собственность и создание завода перешли к его сыну Петру Николаевичу Романову.
В середину 90-х годов 19 века было создано акционерное общество «Сталь», которое вкладывало средства в строительство крупных заводов в Петербургской губернии. Деньги общества также пошли на строительство завода в Карелии. Всего, по данным Михаила Данкова, в завод инвестировано около 1 миллиона 200 тысяч рублей (денежных купюрах тех времен – прим. ред.).
Строительство Тулмозерского завода началось в 1896 году по проекту немецкой фирмы «Люрмана». Его возведением занимались не только жители Олонецкой губернии, но и строители с Волги и приезжие из Пермской губернии. Завод был оснащен лучшими на тот момент в мире станками и оборудованием английских, немецких, французских производителей. По технологическому прорыву он опережал лучшие заводы России, в том числе Путиловский (сейчас Кировский).
Завод, где выпускались чугунные чушки, просуществовал недолго. Последнюю плавку руды здесь выполнили осенью 1902 года. Причина закрытия производства – мировой кризис.
Часть оборудования была вывезена в Питкяранту, другая пропала. Позже, во время оккупации Пряжинского района в годы гражданской войны оставшиеся станки вывезли в Финляндию.
![]() |
Руководитель Карелии Эдвард Гюллинг хотел запустить Тулмозерский завод вновь, но страна переживала не лучшие времена и от идеи отказались. С того времени чугунолитейный завод разрушался.
Превращение завода в парк
Благодаря международному грантовому проекту «Дорога горных промыслов» началось превращение останков завода в новый туристический объект.
![]() |
По словам заместителя директора Института геологии КНЦ РАН, куратора проекта Виталия Шекова, рудный парк «Тулмозерье» не уступает по своему потенциалу «Рускеале», которой собственник активно занимается в течение пяти лет. В рамках проекта, в частности, удалось проложить грунтовую дорогу до рудного парка, создать зоны отдыха, обустроить тропинки, повесить указатели, разработать gps и виртуальную экскурсию. На территории рудного парка два гектара земли занято строениями бывшего завода, находятся 50 тысяч тонн неиспользованной руды, которую приготовили и не использовали. В километре от завода находятся штольни, которые тоже могут быть интересны туристам. По оценочным данным, на начальном этапе рудный парк ежегодно могут посещать от 20 до 30 тысяч туристов.
В ближайшие месяцы грантовый проект завершается, а, следовательно, заканчиваются деньги, и встает вопрос «Что будет с рудным парком дальше?». Сейчас власти Пряжинского района ищут инвестора, который смог бы вложить деньги в развитие «Тулмозерья» и сделал из него современный туристический объект с интерактивными элементами (забавами для туристов), подсветкой, инфраструктурой и прочим. Землю, где находится рудный парк, власти района будут сдавать в аренду.
Пока инвестора нет, судьба парка вызывает тревогу
«Парк нужно развивать, в него надо вкладывать в ресурсы и им надо заниматься. Нельзя сегодня останавливаться, если мы сегодня остановимся на той стадии, до которой довели – парк умрет», - сказал Виталий Шеков и предложил республиканским властям вложиться в работы по консервации объекта.
![]() |
Как отметил директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг, сейчас республика находится в поисках самоидентичности. Карелия, по его словам, - это не только Кижи и Валаам, это еще и один из металлургических центров России, хотя сейчас во многом это утраченная позиция. К примеру, об этом свидетельствуют тексты декабриста Федора Глинки, сосланного в республику, который в 1826 году писал: «Я еду в железный край, я может там ожелезнюсь». Подобных Тулмозерскому заводов было в республике множество, а железо является символом Карелии, к сожалению не всегда активно используемым.
![]() |
«Карелия – металлургический край. У нас сейчас за витринами универмагов и супермаркетов забыта суть, смысл края, в котором мы живем», - сказал Гольденберг и добавил, что нужно «сохранить память, чтобы не впасть в состояние "супермаркетного беспамятства".
Представители Института геологии КНЦ РАН, Национального музея Карелии пообещали не бросать на произвол судьбы рудный парк «Тулмозерье», чтобы новая туристическая точка на карте Карелии развивалась.
Игорь Тароев