Сегодня в Петрозаводске остро стоит вопрос с отловом безнадзорных и агрессивных животных.

Ситуация складывается неоднозначная, так как люди и организации, которые так или иначе связанны с содержанием или отловом собак, имеют претензии друг к другу.
Недовольны все: и те, кто бьет, и те, кого бьют.
"Столица на Онего" решила разобраться и узнать, почему отловом собак занимается фирма, основной вид деятельности которой – строительство; кто подкармливает стаи бездомных собак, а кто, наоборот, просит защитить от агрессивных особей.
Мы узнали: легко ли подписать смертный приговор собаке, кто может выстрелить в беззащитное животное из шприцемёта и что чувствует человек, который занимается отловом собак – делом, за которое никто не хочет браться.
Работу подрядчика по отлову собак обсудили в мэрии – претензий много
Аукцион на отлов безнадзорных животных выиграла в Петрозаводске фирма "Северин" и с 1 февраля после подписания контракта приступила к работе. В мэрии 2 марта подвели первые итоги работы подрядчика. В совещании, которое провела временно исполняющая обязанности главы города Ирина Мирошник, приняли участие депутаты Заксобрания Карелии и Петросовета, представители прокуратуры и управления МВД по Петрозаводску, а также зоозащитники и специалисты администрации.
![]() |
Участники совещания обсудили, как подрядчик справляется с работой, и пришли к выводу, что положительной динамики в сокращении численности безнадзорных животных пока нет, несмотря на то, что 40 особей уже отловлено и три большие стаи устранены.
Присутствующие высказали претензии относительно производства отлова собак. По словам депутатов Петросовета, выигравшая конкурс фирма занимается строительством и подрезкой деревьев и не имеет никаких навыков в ловле собак. Кроме этого, отловленные животные содержатся в неудовлетворительных условиях.
![]() |
В итоге на совещании приняли решение предъявить все обозначенные претензии подрядчику и дали ему две недели на устранение замечаний. Накануне проведения совещания Ирина Мирошник посещала приют в Соломенном, где подрядчик содержит отловленных собак, и сказала, что у нее есть вопросы по содержанию животных и есть претензии к темпу отлова собак.
"Большую активность должен проявлять подрядчик, коль на такие условия согласились", - отметила Ирина Мирошник.
И отлавливать, по мнению Мирошник, подрядчик должен агрессивных собак, а не спокойных, так как именно озлобленные особи представляют угрозу для горожан, и именно на них поступает огромное количество жалоб. А сейчас получается, что в клетках сидят неагрессивные собаки, а люди продолжают жаловаться на стаи бродячих псов. При этом глава города и депутаты недовольны работой подрядчика, зоозащитники упрекают ООО "Северин" в неопытности.
Мы обратились за комментариями создавшейся ситуации с отловом безнадзорных животных к начальнику отдела экологии администрации Юлии Мизинковой.
"Люди стонут, плачут и молят, чтобы обеспечили их безопасность"
Юлия Мизинкова рассказала, что ситуация с агрессивными собаками обостряется с каждым днем - они нападают на людей.
![]() |
- Только сегодня за утро поступило более 20 жалоб, - сказала Юлия Мизинкова. - Люди стонут, плачут, молят, чтобы обеспечили их безопасность. На Ленинградской сегодня родительницу у детского садика покусали. Там из-за стаи озверевших собак люди не могут ни зайти в детский сад, ни выйти. Несмотря на то, что отлов собак – это не основной вид деятельности, которым занимается отдел экологии, но сейчас этот вопрос вышел у нас на первый план. Сегодня это наша боль. Раньше, когда собак умерщвляли, этим вопросом занимался комитет ЖКХ. Тогда по заявкам выезжали специалисты Спецтранса и стреляли из шприцемёта сильнодействующими лекарствами, которые вызывали у собак удушье и мгновенную смерть, - 5 минут и стаи нет. А теперь, когда те методы были признаны негуманными, закон стал более лояльным – приходится все перестраивать, всю систему менять. Экологи взяли на себя эту обязанность. Необходимо и места для передержки животных создавать, и продумывать их кормежку, содержание, устраивать их дальнейшую судьбу – это очень сложно, но мы стараемся изо всех сил.
По закону с 2013 года отлов животных разрешен только гуманными способами: с помощью, петли, клетки или шприцемётом, заряженным разбавленной порцией снотворного, доза которого не может привести к смерти собаки.
По словам Юлии Мизинковой, вот уже два года в Петрозаводске пытаются выстроить систему отлова безнадзорных животных. Пока не очень получается, так как никто не хочет этим заниматься.
![]() |
- В Петрозаводске нет организаций, у которых отлов собак прописан как основной вид деятельности. Единственные, кто более или менее подходит под это требование, - это петрозаводское общество защиты животных под руководством Владимира Рыбалко. Они выходили на контракт, отловили 50 особей и отказались, так как это очень сложно.
Как отметила начальник отдела экологии, в городе есть несколько категорий зоозащитников. Те, которые подкармливают собак и не берут на себя никаких обязательств по их содержанию. Те, которые создают приюты, где содержат безнадзорных животных. И, наконец, обыкновенные люди, которые очень любят собак, - "собачники".
Зоозащитники первой категории и "собачники", по словам Мизинковой, откровенно мешают выполнять работы по отлову собак.
- Эти люди называют себя кураторами, - пояснила Юлия Мизинкова. - Они прикармливают собак, не понимая, что своими действиями творят зло. Прикормленная собака их не тронет, но может напасть на других людей. Когда приезжают работники на отлов, "собачники" выбегают, начинают хлопать в ладоши, разгоняя животных, разбивают клетки, набрасываются с кулаками на подрядчиков.
![]() |
Зоозащитники, у которых созданы приюты для безнадзорных собак, не преследуют целей обезопасить людей и отловить агрессивных особей, их деятельность больше направлена на спасение оказавшихся на улице четвероногих и поиска для них новой семьи. Данная категория людей готова помочь мэрии и подрядчику советом, консультацией или пристроить собаку в хорошие руки.
По словам Юлии Мизинковой, фирма "Северин" оказалась единственным участником аукциона на отлов собак в 2016 году.
- В декабре 2015 года этот подрядчик, только под названием "Ландшафтсервис", уже работал на отлове собак. Тогда контракт с ним был расторгнут, так как из 32 особей подрядчик поймал только 25, и оплата была произведена за выполненную работу. Все собаки тогда были пристроены, кто-то в семьи, многих забрали зоозащитники и на передержки.
Ситуация с оставленными в клетках собаками действительно имела место быть, только виноваты в ней, как считает Мизинкова, сами зоозащитники.
- Они подписали с "Ландшафтсервис" договор, что заберут оставшихся 5 собак 30-31 декабря, - пояснила Мизинкова, - но не выполнили условия договора и приехали за животными после Нового года, когда у подрядчика по договору уже никаких обязательств ни перед кем не было.
В этом году аукцион проводился на открытой электронной площадке, любой желающий мог принять в нем участие, предоставив требуемые законом документы. На аукцион в 2016 году было подано две заявки - от ООО "Северин" и ООО "Ландшафтсервис". Как "Столице на Онего" объяснили в отделе госзакупок управления антимонопольной службы по Карелии, несмотря на то, что у данных фирм один владелец – ИНН разные, значит, обе организации являются самостоятельными и могут участвовать в торгах как два различных предприятия.
- ООО "Северин" выбрали на электронной площадке Сбербанка, где рассмотрели документы и признали их соответствующими требованиям, - сказала начальник отдела экологии мэрии.
В фирме, основным видом деятельности которой является строительство, действительно нет специалистов с ветеринарным образованием, но подрядчик заключил договоры с ветеринарными организациями и кинологами.
- К сожалению, в городе нет людей, которые желали бы заниматься отловом собак, - с отчаянием в голосе говорит Юлия Мизинкова. - Мы даже кинолога не можем найти, который бы согласился осмотреть отловленных животных и сказать, есть среди них агрессивные или нет. Никто не хочет приговорить собаку к смерти. Это же резонанс".
Дело в том, что все отловленные собаки проходят ветеринарный осмотр на предмет выявления опасных заболеваний, и лишь через 10 дней их осматривает кинолог, который выносит вердикт – адекватна собака или нет. Агрессивные особи подлежат умерщвлению. Оставшиеся продолжают жить в приюте и ждать, когда найдется человек, который пожелает их забрать к себе. На сегодняшний день в приюте живут 32 собаки.
В приют приезжала временно исполняющая обязанности мэра Петрозаводска Ирина Мирошник и отметила, что у нее есть претензии к темпу выполнения отлова агрессивных собак и существуют замечания по условиям содержания отловленных питомцев. Отсутствие забора на данном объекте, судя по всему, подрядчику придется устранить.
- Но неужели из-за отсутствия забора мы будем расторгать контракт? - сокрушается начальник отдела экологии. - Кто же тогда вообще будет ловить этих собак? Как нам людям помогать, как нам им в глаза смотреть, ведь в некоторых районах, таких как Зарека, Старая Кукковка, Октябрьский, Пятый поселок, СКЗ, горожане боятся по улицам ходить из-за стай одичавших животных?".
По мнению Юлии Мизинковой, Петрозаводску необходим муниципальный приют, на который пока в бюджете нет средств.
- Ранее стоимость строительства была определена в размере 4 миллионов рублей, - сказала Мизинкова. - Но это лишь условно-приблизительные расчеты, если сюда включить содержание собак, зарплату специалистам и другие необходимые расходы, то выйдет сумма куда более значительная".
"Я, слава Богу, ни одной собаки не убил и не ударил ни одной, так что, моя совесть чиста"
Эти слова мы услышали от Игоря Сидорчука, который руководит фирмой "Северин", выполняющей работы по отлову собак. Офис подрядчика расположен в стареньком деревянном доме, где разместились еще десяток таких же ООО, пытающихся выжить в условиях нынешней реальности.
![]() |
- Да, у меня две фирмы – "Ландшафтсервис" и "Северин", но в аукционе я участвовал с ООО "Северин", так как у "Ландшафтсервис" нет такого банковского оборота, и я бы не смог получить банковских гарантий, - заявил Игорь Сидорчук.
По словам Сидорчука, информацию об аукционе никто не замалчивал, принять в нем участие мог кто угодно.
- Моя фирма выиграла абсолютно открыто, - сказал Сидорчук. - Конечно, у меня нет ветеринарного образования, и я никогда не занимался отловом собак, и скажу больше, я даже не предполагал, что мне придется ловить собак, но жизнь по всякому складывается. Меня нужда заставила сменить вид деятельности, а по профессии я строитель, и с удовольствием построил бы с бригадой муниципальный приют для собак, нежели занимался их отловом.
Как рассказал директор подрядной организации, к отлову собак он приступил 7 февраля, после заключения контракта, а 8 февраля в интернете уже появились статьи, что он собак неделю не кормит.
На подрядчика нападают все: и собачники-любители, и зоозащитники, которые прикармливают бездомных животных, и депутаты. Недовольна работой ООО "Северин" и врио главы Петрозаводска Ирина Мирошник.
- При этом ко мне никто не приезжал, - возмущается Сидорчук. - Со мной никто не связывался, не разговаривал, ни о чем не спрашивал, только пишут в интернете да грязью обливают.
По словам подрядчика, собак он любит. А отлавливают их в организации самым гуманным способом – с помощью клетки.
- Я, слава Богу, ни одной собаки не убил и не ударил ни одной, так что, моя совесть чиста, - сказал Игорь Сидорчук. - Мы выставляем клетку с приманкой в местах, где была замечена стая безнадзорных собак, голодное животное заходит за едой, и тогда рабочий отпускает веревку – и дверца захлопывается. Клетку перевозим в закрытом фургоне – мы его сами сделали - и помещаем отловленную собаку в вольер, который тоже смастерили сами, мы же строители. Причем эскиз вольера я брал в интернете, на одном из сайтов Сибири. Построили такие же вольеры, как на севере, а нам почему-то говорят - собаки мерзнут. Сейчас в приюте стоят 16 вольеров, в которых содержатся 29 собак, было 31, но двоих забрали хозяева. Если понадобится, то сделаем еще вольеры.
![]() |
По признанию подрядчика, из всех гуманных способов отлова, они применяют только клетку, так как другие - не работают.
- Я ловлю собак ловушкой, самым гуманным способом, - сказал Игорь Сидорчук. - Хотя у меня есть шприцемёты, но я их с удовольствием бы вернул назад тому, кто мне их продал. Потому что они не работают. Выстрелить из шприцемёта, все равно что из рогатки в животное попасть или камнем кинуть - это резкая боль. Лекарство начинает действовать в течение 5-20 минут. За это время собака от боли уже на Бараньем берегу будет. А петлей таких одичавших животных вообще ловить нельзя. Они же никогда на поводке не ходили, поэтому думают, что их хотят повесить, и начинают вырываться, сопротивляться.
![]() |
По признанию директора компании, поймать одичавшую собаку сложно, а агрессивную практически невозможно, так как они очень осторожные и умные – привыкли выживать.
- Я домашних собак на самовыгуле не беру, хотя они часто в клетку с приманкой заходят, всю еду съедают, так как не боятся людей, а дикие животные осторожные, мужиков боятся, а на тех, кто послабее – женщин, детей, и напасть могут,- предупреждает Игорь Сидорчук. – В стаях дикие собаки представляют наибольшую опасность, особенно те, которые с районов, расположенных ближе к лесу – СКЗ, Пятый поселок. Они там щенков рвут, людей в страхе держат. Поймать таких животных разрешенными гуманными способами практически невозможно. Мы стараемся, но не всегда получается. У меня уже все ловцы покусаны.
В ходе отлова подрядчикам достается не только от собак, но и от людей, которые занимаются из жалости прикормом одичавших особей. Эти люди нападают на ловцов, распугивают собак, ломают клетки.
![]() |
- А есть и такие, что сдают нам соседских собак, которые надоели им, - делится Игорь Сидорчук. - Недавно позвонили, попросили пса забрать, вывели с квартиры лабрадора, как у Путина, он хвостом машет, мы его даже в клетку сажать не стали, с собой в кабину взяли, а он на ручки к нам забрался, представляете, от него шампунем пахнет… Потом уже выяснилось, что его соседи сдали. Хозяин приехал и забрал своего пса. Вот такие люди бывают.
Обвиняют зоозащитники-собачники подрядчика в том, что не кормит и не поит собак, но Игорь Сидорчкук объяснил, что кормежка проводится, согласно контракту, а то что мисок с водой и едой не стояло, так "и у людей не всегда стол накрыт".
- Ведь отловленные собаки всегда в вольере сидят, они там и едят, и спят, и, извиняюсь, в туалет ходят, могут и в миску помочиться, поэтому миски мы моем, - объяснил Сидорчук. - Однажды меня зоозащитники обвинили, что я собак нездоровой пищей кормлю - когда я просроченные пряники из магазина привез. Но вы меня простите, конечно… еду с помойки и человеческие фекалии этим собакам кушать можно, а пряники просроченные - нельзя!? Ну, это просто смешно!
Предвидя наш вопрос об участке земли, на котором стоят вольеры, Игорь Владимирович объяснил, что 1,8 га земли были в аренде, и платил он за них 120 тысяч, но после повышения цен за аренду участка попросили выложить аж 400 тысяч, поэтому он подал заявку на уменьшение площади земли до 1/3 от всего имеющегося.
- Я на 1,8 га почти два года разрешения ждал, так что, понимаю, что быстро ничего не делается, поэтому сижу и жду решения по уменьшению площади, - объяснил подрядчик.
Участок, где содержатся животные в вольерах, действительно не огорожен. По словам подрядчика, он поставит забор, если потребуется, но сам он не хочет ничего скрывать.
- Пусть все приходят, смотрят, берут себе собак, или, как у Рыбалко, погулять с ними сходят, - приглашает директор и вздыхает, понимая, что это лишь слова.
По его мнению, чтобы хоть как-то сократить численность безнадзорных животных, надо стерилизовать сучек.
- Вот заказали бы 200 девок поймать и стерилизовать, больше бы толку было! - сетует Игорь Сидорчук. – А так… (машет рукой) дело не поправишь. Я, конечно, 400 особей поймаю, как в контракте написано: безнадзорных, а не агрессивных, заметьте, и пусть потом решают, куда их отдать. Потому что ни один кинолог не согласится подписать приговор собаке, да и ветеринары никого убивать не будут. И как ни крути, а выход тут один - муниципальный приют.
Ира Меркова