Парламент Карелии не стал поддерживать сельское хозяйство в ущерб местному самоуправлению. Аграрии грозят зарезать скот.

В нынешнем году карельским властям не хватает полтора миллиарда рублей для выплаты зарплаты работникам социальной сферы. В бюджете республики жалованье педагогов, медиков и деятелей культуры заложено только на 9 месяцев. Протолкнуть такой бюджет местному правительству удалось благодаря обещаниям найти недостающую сумму в ходе исполнения основного финансового закона региона. Однако уже первое распределение дополнительных доходов раскололо некогда монолитный карельский парламент. Депутаты-аграрии, традиционно считавшиеся опорой республиканского правительства, попытались даже сорвать обсуждение поправок в бюджет 2004 года в знак протеста против того, что власти Карелии не захотели выделить средства на поддержку сельского хозяйства.
В тупике
|
Правительство рассчитывало направить более 300 миллионов рублей на увеличение финансовой помощи муниципальным бюджетам, а также сократить на 12 процентов потребность в денежных средствах на выплату заработной платы работникам социальной сферы республики в четвертом квартале. Но группа депутатов-аграриев во главе с
председателем парламентского комитета по агропромышленной политике и развитию села Владимиром Степановым потребовала выделить 86 миллионов рублей на финансирование сельского хозяйства региона, сократив тем самым объём дополнительных ассигнований муниципальным образованиям. По словам Степанова, эти деньги могли бы спасти карельских сельхозпроизводителей, которые несут огромные
убытки из-за недостаточного субсидирования их продукции. “Мы хотим поднять молочное производство до уровня нулевой рентабельности, иначе нам придётся резать скот”, - заявил депутат.
Как было отмечено на заседании, в нынешнем году Карелия уже потеряла около 2
тысяч коров, а всего в республике осталось 12 тысяч голов крупного рогатого скота. Однако эти доводы аграриев не смогли убедить основную часть депутатского корпуса, которая сочла недопустимым урезать финансирование муниципальных образований. “Районы не смогут подготовиться к зиме, а местным властям будет нечем платить зарплату работникам социальной сферы”, - предупредил коллег председатель парламентского комитета по бюджету Николай Зайков.
В итоге поправку Степанова поддержали только 14 депутатов, 25 народных избранников голосовали против. Возмущенные аграрии демонстративно покинули
зал заседаний в надежде, что с их уходом дальнейшее обсуждение законопроекта
о внесении изменений в республиканский бюджет на 2004 год будет сорвано. Но
отсутствие в зале “аграрного лобби” практически не повлияло на кворум.
Поля – под дачи?
По мнению председателя комитета по агропромышленной политике и развитию села Владимира Степанова, парламент Карелии фактически высказался за уничтожение собственного молочного производства республики. Большая часть средств, которую просили депутаты-аграрии, должна была пойти на увеличение субвенций на животноводческую продукцию и в первую очередь – на молоко. Без такой поддержки со стороны карельского бюджета местная молочная продукция не в состоянии конкурировать с молоком из соседних регионов – Вологодской и Ленинградской областей.
Необходимо заметить, что на протяжении нескольких лет молокоперерабатывающие предприятия Карелии были освобождены от уплаты налога на имущество, однако введение в нынешнем году ставки этого налога в размере 2,2 процента неминуемо приведет к удорожанию молочной продукции республики и уменьшит ее конкурентоспособность. “Мы попали в ножницы: рентабельность низкая, а поднять цену нельзя - молоко просто перестанут покупать”, - считает депутат Алексей Федотов, возглавляющий Медвежьегорский молокозавод. Еще в апреле он предложил парламентариям уменьшить ставку налога до 1 процента, но большинство народных избранников не поддержало его инициативу. Депутаты посчитали, что предоставление налоговой льготы молокозаводам приведет к потере республиканской казной более миллиона рублей, а это недопустимо в условиях огромного дефицита бюджета.
[2>]Теперь цена спасения молочного производства Карелии выросла до 86 миллионов, и найти их в местном бюджете оказалось еще сложнее. Правда, законотворцы предложили правительству собраться на экстренное совещание, чтобы рассмотреть положение дел в сельском хозяйстве, но карельские аграрии больше не питают иллюзий по поводу таких встреч. За последние несколько лет число платежеспособных сельхозпредприятий республики сократилось с 60 до 20, а если учесть, что доля молочного производства составляет 60-70 процентов их выручки, нетрудно представить, что ждет эту отрасль в самом ближайшем будущем. “Мы уже потеряли Сунскую птицефабрику и совхоз “Тепличный”, а теперь наши поля и пастбища отдадим под строительство дач”, - заявил председатель парламентского комитета по агропромышленной политике и развитию села Владимир Степанов.
Валерий Поташов