В карельском парламенте снова начались споры по поводу оптимального количества народных представителей в Законодательном Собрании. Кое-кто считает, что нынешний депутатский корпус слишком многолюден, и его нужно подвести под сокращение. Не сейчас, так к следующему созыву.

|
Сейчас заместитель председателя комитета по законности и правопорядку Александр Лукин предлагает коллегам три варианта сокращений. Самый радикальный и тот, что представляется автору проекта наиболее выгодным, - оставляет в депутатском корпусе всего 15 человек. Столько же сейчас заседает в парламенте Мурманской области, где численность населения почти в два раза больше, чем в Карелии. В этом случае два парламентария будут избираться от Петрозаводска, четыре – от каждого из многомандатных округов (Лукин предлагает всю территорию республики поделить на четыре больших избирательных территории – Северный, Южный, Восточный и Западный округа), и еще девять – по партийным спискам. Более щадящий вариант оставляет в парламенте 25 человек: 12 – от каждого из округов и 13 – прошедших по партийным спискам. Самый мягкий – 38 депутатов: 18-19 – от многомандатных округов (Петрозаводск – в привилегированном положении – 7 депутатов), - они будут работать на профессиональной основе, и столько же – по партийным спискам. Все эти нововведения Лукин предлагает внедрить не сейчас, а к следующим выборам и распространить на новый депутатский корпус. Провести немедленное сокращение невозможно: иначе нынешний институт представительства не сможет отчитаться перед своими избирателями, которые уже отдали свои голоса за 57 человек в парламенте.
Вполне понятно, что первыми из причин, вызывающих необходимость сокращений, называются экономические. Каждый депутат, работающий на постоянной основе, обходится бюджету более чем в 25 тысяч рублей ежемесячно. И это – только официальная зарплата, к которой приплюсовываются другие расходы, - помещение, транспорт, связь и т.д. Все Законодательное Собрание съедает ежегодно свыше 40 миллионов бюджетных рублей. И расходы эти постоянно растут (с прошлого года они увеличились на 2 миллиона и составили 46 миллионов рублей). Вполне очевидно, что сокращение численности народных избранников должно повлечь за собой уменьшение расходов на парламент. Вторая причина кроется в изменении федерального законодательства, которое с недавних пор предписывает избирать региональные органы законодательной власти, учитывая партийную принадлежность кандидатов. В 2006 году не менее половины карельского парламента должно избираться по партийным спискам. Именно поэтому в схеме, предложенной Александром Лукиным, содержатся предложения об обязательных партийных кандидатах. Ну, и самое главное: в сокращении депутатского корпуса никакого вреда не будет, поскольку функции его стремительно сужаются. «Сейчас все зависит от президента и федеральной власти, и поле деятельности местных законодателей сократилось до величины горошины, - считает Александр Лукин. – А с тем объемом законотворчества, который есть уже сейчас, Карелии хватит и 15 депутатов. Нужно отдавать себе отчет в том, что прививка демократии в России не привилась, и мы движемся к абсолютной монархии. Я не считаю, что добрый православный царь для нашей страны – это плохо. Главное, чтоб в тоталитарщину не ушли…» По мнению Лукина, в нашем парламенте число депутатов вообще не имеет принципиального значения, поскольку в нем отсутствует палитра мнений, и все законотворчество, по сути, сводится к простому одобрению всех начинаний правительства и главы республики. Депутатское большинство, составляющее в парламенте «блок Катанандова», голосует так, как велит исполнительная власть и ничто, даже самые убедительные аргументы целесообразности, не в состоянии повлиять на изменение решения. «57 нахлебников, или 15 – разницы, с политической точки зрения нет никакой, - говорит Лукин. – Зато не нужно будет претворяться, и изображать активность. 57 нам точно не нужны. Зачем кормить такую кучу народа?!»
Документ едва успели раздать на ознакомление депутатам, а у законодательной инициативы уже появились первые противники. И не только среди тех, кто элементарно боится потерять свое кресло. По мнению Алексея Мосунова, парламент из 15 человек будет совсем уж карманным по отношению к правительству, еще больше, чем сейчас: «С пятнадцатью всегда легче договориться, чем с шестьюдесятью. А еще - их легче выбрать…» – считает депутат. Другим кажется, что сокращать нужно только количество профессиональных парламентариев, тех, что получают зарплату и влетают в копеечку республиканской казне. Предложение о сокращении профессиональных депутатских мест уже ни один раз высказывал председатель комитета по экономической политике Николай Макаров. Правда, его вариант сокращения был совсем уж мягким, - всего на пару-тройку должностей.
В кулуарах все эти телодвижения в сторону уменьшения числа профессионалов связывают ни с чем иным, как с вполне циничным желанием исполнительной власти избавиться от конкретных людей, заседающих в Законодательном Собрании и не проявляющих стопроцентной лояльности. В списке не самых благонадежных парламентских профессионалов, кстати, состоит и сам Александр Лукин, которого вместе с кондопожским Анатолием Папченковым прочат первыми на увольнение. Не исключено, что последние инициативы Александра Павловича произведут значительные подвижки в деле коррекции существующей организационной схемы. Правда, в несколько другом русле, нежели предлагает автор проекта.
Наталья Захарчук