НЕПРИМИРИМЫЕ
28 ноября 2004, Политкухня
Поделиться

Карельское «Яблоко» уже не склеить, не сложить. Согласие между старыми «яблочниками» из лагеря Чаженгина и новыми – из стана Попова-Петеляевой невозможно ни при каких условиях. Альтернативная конференция петрозаводского отделения «Яблока» в Карелии это наглядно показала.



Собрание петрозаводских «яблочников», так и не присягнувших на верность новому руководителю республиканского отделения Ирине Петеляевой, состоялось в здании Дома профсоюзов. В бывший оплот партийцев на Герцена, где когда-то проводились все заседания и конференции, а теперь располагается штаб Петеляевой, оппортунистам вход заказан. Там – «Яблоко» официальное, за воротами – «Яблоко» нелегальное.

Организаторы ожидали, что на альтернативную петрозаводскую конференцию придет человек сто. Набралось – около сорока. Надо сказать, тоже немало, почти столько же, сколько было на той судьбоносной конференции, когда состоялся переход власти от Чаженгина к Петеляевой. В зале – знакомые лица старых «яблочников»: в президиуме - Алексей Белянинов, в качестве выступающих – Александр Чаженгин, Наталья Союнен, Владимир Лаврентьев (теперь – «Жизнь»), Игорь Булычев. Могло быть как минимум на 15 человек больше. Ровно столько партийцев, отказавшись сотрудничать с Ириной Петеляевой, уехали работать на выборы в другие регионы.

Уже до начала собрания совершенно ясно, что разговор будет жесткий и на повышенных тонах. Перед входом в зал раздают листок-газетку с броским заголовком на первой полосе – «Яблочный бизнес Попова! Кто въедет на плечах Ирины Петеляевой в Госдуму?». Издание оплачено из избирательного фонда кандидата Алексея Белянинова. В зале – камеры проправительственных (а потому – настроенных по-единоросски) телекомпаний, обычно игнорирующие подобные мероприятия, но тут слетевшиеся, как на пожар. У журналистов – прекрасный шанс всего за три дня до выборов показать истинные масштабы образовавшегося раскола и слабости карельской партии, раздираемой на куски ради личных политических амбиций.

Выступающие, конечно, не могли отказаться от того, чтобы еще и еще раз обговорить ситуацию, приведшую к смене власти в отделении. И ведущий конференции (кстати, до сих пор считающий себя членом партии и председателем петрозаводского отделения) Алексей Белянинов, и другие ораторы – Чаженгин, Союнен, Булычев не стеснялись в выражениях. Лейтмотив всех выступлений: в карельском «Яблоке» произошел насильственный захват власти, который удалось осуществить путем «массового нелегитимного приема новых членов», «подкупа людей», «подтасовки фактов» и «подделки документов». По мнению Алексея Белянинова, решающая конференция по переизбранию лидера прошла с нарушением всех этических норм. Еще более страшные события, на его взгляд, произошли после, когда начались репрессии нового руководства по отношению к старым «яблочникам», не пожелавшим стать под знамена Ирины Петеляевой. Часть из них была просто исключена из партии, часть – лишилась руководящих постов в местных отделениях. «Зачистка в партийных рядах напомнила мне времена военного коммунизма и «расстрельные тройки» 37-го года, - говорил с трибуны Алексей Белянинов. – Всех неугодных – просто выгоняют. А ведь люди когда-то шли не к Попову или к Петеляевой, они шли в партию».

Еще более резко участники конференции высказались по поводу нынешнего состояния дел в карельском отделении «Яблока». «Ситуация для «Яблока» в Карелии – катастрофическая, - говорил Александр Чаженгин (ведущий называл Александра Валентиновича «председателем республиканского отделения», но самому выступающему больше нравилось – «член бюро федерального совета»). – В 1999 году «Яблоко» в Петрозаводске набрало 19 процентов, а в среднем по республике – 9,4 процентов. Сейчас прогноз в Петрозаводске – 7,6 процентов. По республике – еще меньше. Я считаю, что такому резкому падению рейтинга способствовало, в том числе, поведение нового руководства». В качестве вины Ирине Петеляевой и ее штабу вменили «провал федеральных партийных программ», «союз с недружественными «Яблоку» партиями – СПС и ЛДПР», «сбор подписей, которые не выдерживают никакой критики». На конференции была озвучена информация о том, что по результатам внутрипартийной проверки штаб «Яблока» в Карелии признан худшим по стране. «У штаба ничего не получается. Репутация «Яблока» в Карелии ухудшилась, чему я, признаться, даже рада. Да, испытываю чувство глубокого удовлетворения, потому что это наглядно показывает несостоятельность нового руководства», - проговорилась с трибуны Наталья Союнен.

В итоге конференции было принято решение призвать всех «яблочников» голосовать за свою партию, но против Ирины Петеляевой. В качестве альтернативы предложили кандидата Белянинова, истинного «яблочника». За его поддержку проголосовали (поставили подписи под заявлением) все присутствующие.

К чести организаторов надо сказать, - они отдали все силы на то, чтобы пробудить у рядовых «альтернативщиков» надежду на возврат старых времен. Много было высказано предположений по поводу того, почему за Чаженгина не вступилась Москва. «Интересы Петеляевой пролоббировали», - вот всеобщее мнение. О шансе все вернуть на круги своя много говорила Наталья Союнен: «Я была у Григория Явлинского и могу сказать точно: в московском руководстве нашу ситуацию прекрасно понимают. Явлинский обещал мне, что сразу после выборов соберется комиссия, которая все еще раз посмотрит и разложит по полочкам. Но только после выборов… И теперь я верю, что все еще встанет на свои места». Вряд ли ей удалось убедить присутствующих. В воздухе воцарилось неверие, которое постепенно смешивалось с усталостью. Пока на трибуне брызгали слюной отставные лидеры, из зала был задан только один вопрос, который не касался захвата власти и истории с Петеляевой вообще (он был о ЮКОСе). Все остальное время рядовые «яблочники» из числа вынужденных оппортунистов молча слушали ораторов, не проявляя особенного интереса к мероприятию. Что-то похожее было и на конференциях, которые недавно собирала Петеляева. На лицах присутствующих - тоска и единственное желание: поскорей бы это кончилось, и нас отпустили домой.

Сторонников Чаженгина отпустили домой быстро. В кулуарах говорили, что ситуация для «Яблока», действительно, вышла ненормальная. А с политической точки зрения – еще и опасная. Не согласиться с этим нельзя. При нынешней склоке части партийцев выгодно, чтобы официальная партия на выборах в Карелии выступила как можно хуже. Звучит цинично. Но провал кампании, безусловно, станет показателем некомпетентности и непрофессионализма новой команды, вставшей у партийного руля в республике. И, вполне вероятно, в решающий момент станет козырем в руках сторонников Чаженгина при разговоре с Москвой. Если, конечно, надеяться, что разговор о реванше и возврате к старому еще возможен. Верится - с трудом.

Наталья Захарчук
Обсудить (0) в ленту



Олег Липовецкий
режиссер
Я был очень толстым мальчиком и мечтал нравиться девочкам
Уроженец Карелии, режиссер лучшего (по итогам года) московского театра «Шалом» Олег Липовецкий о причинах, почему пришел в театр. А также о жизни, Карелии, театре «Творческая мастерская» и причинах отъезда в Москву.

подробнее

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение