|

По словам начальника управления по делам миграции МВД Карелии Виктора Красножона, республика остаётся привлекательной территорией для граждан государств Ближнего Зарубежья. Положительное сальдо миграции сохраняется в крае на протяжении последних 10 лет. Во многом это обусловлено не только стабильной обстановкой в регионе, но и его выгодным географическим положением: на западе Карелия граничит с Финляндией, а на юге соседствует с таким крупным промышленным и культурным центром, как Санкт-Петербург.
|
Городской транспорт и заготовка леса – далеко не весь спектр отраслей карельской экономики, где используется наёмная рабочая сила из-за пределов региона. Вероятно, немногим петрозаводчанам известно, что покраской фасадов зданий к 300-летию столицы республики занимались белорусы, украинцы и молдаване. А премьер-министр Карелии Павел Чернов недавно был крайне удивлён, узнав, что из 150 рабочих, занимавшихся реконструкцией очередного участка автодороги Медвежьегорск-Пудож-Вологда-Кириллов, только 4 являются жителями республики.
По отзывам многих руководителей карельских предприятий, мигранты более добросовестно относятся к труду и не столь злоупотребляют алкоголем, нежели местные кадры. К тому же, они готовы работать в самых непрестижных сферах, причем за меньшую плату, чем коренное население. Примечательно, что некоторое время назад в Прионежском районе всерьёз обсуждали идею привлечения в сельские котельные китайских кочегаров, но в итоге от их услуг решили отказаться.
|
Для выявления нарушителей миграционного законодательства подразделения МВД
Карелии провели уже более 450 рейдов по проверке организаций, принимающих рабочую силу из-за рубежа. В результате этих рейдов к административной ответственности были привлечены 94 человека. Однако, как признал Виктор Красножон, настоящего контроля за трудовыми мигрантами в республике нет. Местные власти не располагают информацией ни о местонахождении иностранцев, ни о их деятельности на территории “лесного края”. Поэтому одной из первоочередных задач руководитель регионального миграционного управления считает создание банка данных по всем зарубежным гражданам, прибывшим в Карелию. Кроме того, Виктор Красножон высказался за учреждение в республике миграционной инспекции, которая бы осуществляла контроль за соблюдением иностранными гостями российского миграционного законодательства.
Впрочем, как утверждает министр экономического развития Карелии Александр Грищенков, проблема привлечения рабочей силы из-за пределов региона носит больше социальный характер. “У населения республики довольно слабая мотивация к труду. Многие просто привыкли жить на пособие, и не желают идти на работу даже за вполне приличную оплату. На селе процветает пьянство, и люди теряют профессиональную квалификацию”, - заметил министр.
По его словам, карельские власти лишены возможности ограничивать миграционные потоки. Для республики установлена квота на привлечение иностранных рабочих в размере 300 человек в год, но она не распространяется на граждан СНГ, которые составляют основную массу трудовых мигрантов. Поэтому единственное, что способно предпринять правительство Карелии в сложившейся ситуации – это договориться с руководителями предприятий о приоритетном приёме на работу местного населения. Правда, как показывает практика, такие договорённости действуют до первой выплаты зарплаты. А дальше работодателю приходится думать о бизнесе.
Валерий Поташов