Количество травм, полученных жителями республики на производстве, все время растет. А наказывать – некого…

|
Правоохранительные органы республики совместно с инспекцией по труду регистрируют несчастные случаи регулярно. Как показывает практика, в большинстве из них уголовные дела не заводятся, и наказание начальники получают минимальное, в лучшем случае – дисциплинарный выговор, «административку», или предписание об устранении нарушений, в худшем, - остаются безнаказанными вообще. Таков закон, разделяющий ответственность между руководителем и рабочим. Травматизм на транспортном производстве - реальность сегодняшнего дня, и цифры с каждым годом становятся все красноречивее. В век техногенных катастроф, когда изношенность производственных фондов достигла критической отметки, а сознательность руководителей сошла на нет, выходить на работу простому смертному опасно в прямом смысле слова. Многим памятна история двухлетней давности с гибелью молодой женщины на «Петрозаводскмаше». Случившееся недавно происшествие в Медвежьегорске тоже трагично. С одной только разницей, - виновником происшествия во многом оказался сам пострадавший.
«Термический ожог левой руки, потребовавший ампутации, травматический шок третьей степени, тяжкий вред здоровью, стойкая утрата трудоспособности в связи с потерей левой руки на уровне предплечья», - уже после трагедии написали эксперты в акте судебно-медицинского исследования. За этими сухими строчками – человеческая боль, инвалидность и невозможность когда-либо вернуться на работу.
Это случилось недалеко от Медгоры, в локомотивном депо, на пункте техосмотра электровозов. Машинист вместе с помощником перед выходом в рейс проверяли, все ли в порядке. Подключив напряжение, нужно было удостовериться, что цепи электровоза исправны, и можно начинать путь. Машинист, как обычно, подал оповестительный гудок, нажал пуск и попросил помощника спуститься вниз и взглянуть со стороны, поднялся ли токоприемник. Помощник дал отмашку, что все в порядке, и электровоз двинулся с места. Проехав чуть-чуть, поезд остановили. Машинист пошел в бытовку докладывать начальству о техническом состоянии электровоза и получать дальнейшие распоряжения. «Хлопок» едва услышали… Когда локомотивная бригада подоспела к месту трагедии, было уже поздно, - человек горел. Оказалось, что помощник влез на крышу электровоза, чтобы еще что-то проверить, а ток продолжал поступать…
Пламя тушили всей бригадой. Пострадавшего быстро перетащили в здравпункт, где фельдшер, как могла, оказала ему первую помощь. Потом была больница в Медвежьегорске, срочный вертолет и ожоговый центр в Санкт-Петербурге. Жизнь помощника машиниста усилиями врачей спасти удалось, его руку, - нет.
Итог следствия, - виновником ЧП был сам пострадавший. Как выяснилось, ни машинист, ни кто-то другой приказ залезать на крышу электровоза и ремонтировать там что-то помощнику не давали (оно и понятно, - там высокое напряжение!), значит, возбуждать уголовное дело поводов нет, и наказывать руководителей, - тоже. Сам помощник уже был наказан…
Похожих дел в одной только карельской транспортной прокуратуре – десятки. Механик упал с трапа теплохода, потому что держался за поручень одной рукой и поскользнулся на мокрых после дождя ступеньках. Электромонтажник на участке железной дороги близ поселка Руйга, оступившись, упал с 7-метровой опоры линии электропередач, потому что отстегнул страховочный пояс. «Мы не можем наказывать руководителей в таких случаях, - комментирует старший следователь транспортной прокуратуры Андрей Ночовный, в производстве которого побывали многие дела о травматизме. – Конечно, для работодателей это лишнее напоминание о том, что правила техники безопасности и забота о своих подчиненных – не пустой звук. Но до тех пор, пока сами рабочие не осознают, что трудятся там, где действительно опасно, и может всякое случиться, - производственного травматизма не станет меньше. Особенно сейчас, когда производственные фонды, созданные двадцать и тридцать лет назад, устарели, и все рушится…»
Екатерина Семенова
Редакция благодарит сотрудников карельской транспортной прокуратуры – старшего следователя А. Ночовного и следователя В. Алиханова за содействие в написании материала.