![]() |
Прокурор Карелии Владимир Панасенко. |

Прокурор Карелии Владимир Панасенко ищет ответ на вопрос: почему безальтернативным поставщиком лекарств в Карелию назначено именно ЗАО «Протек»? Не является ли нехватка лекарственных средств в аптеках следствием работы схемы поставок, предложенной ведомством, возглавляемым Михаилом Зурабовым?
Что хочу, то и привожу
В январе карельские льготники были обеспечены лекарствами на 30 процентов от потребности. Льготные лекарства отпускались только в Петрозаводске и только в одной аптеке на Октябрьском проспекте – туда выстраивались громадные очереди, лекарств на всех не хватало, старики крепкими словами поминали «монетизацию». Вместо положенных по закону 1800 торговых наименований лекарств, в списке, по которому осуществляется завоз, было всего 290 названий. Жителям районов Карелии лекарства по льготным рецептам вообще не выписывались, люди были лишены возможности получить свои «законные» препараты.
Оказалось, что перечень лекарств для регионов не был утвержден федеральным центром, и потому фирма «Протек», которую Москва порекомендовала Карелии в качестве единственного поставщика препаратов, поставки не осуществляла. Переговоры карельских властей с представителями фирмы «Протек» заметного результата не принесли: был составлен свой собственный сокращенный список лекарств из 700 наименований, однако поставщик согласился привозить только 290 из них.
![]() |
Вице-премьер Карелии Валерий Бойнич. |
Выслушав прискорбный отчет вице-премьера, депутаты парламента направили запрос в Генеральную прокуратуру России: кто виноват и что делать? Генеральная прокуратура Карелии, получив обращение, перепоручила прокуратуре Карелии провести специальную проверку на предмет обеспеченности Карелии льготными лекарствами и найти виновных в срывах поставок. Прокуратура республики такую проверку провела и обнаружила ряд любопытных обстоятельств.
Попали в кабалу
![]() |
Лицензия на право осуществления фармацевтической деятельности была выдана «Протек» 9 января. |
Не то карельский Минздрав не знал об этом, не то не придал этому факту значения, не то побоялся перечить Москве – предложение Росздравнадзора было принято. Более того, карельское правительство, по словам Валерия Бойнича, принимало активное участие в выборе фирмы-поставщика: «Мы назвали Москве трех, на наш взгляд, наиболее надежных партнеров. Фирма «Протек» в списке тоже была». В этом после долгих расспросов Бойнич признался депутатам республиканского парламента еще в январе.
Один из «наиболее надежных партнеров» в январе фактически сорвал поставки лекарств в Карелию и не торопился заключать договор с ГУП «Карелфарм» о поставке препаратов – карельские власти только умоляли «Протек» привезти в республику лекарства – не имея договора, они не могли применить какие-либо санкции к нерадивому поставщику.
![]() |
«Особые условия». |
Все эти факты натолкнули прокуратуру Карелии на подозрение о нарушении антимонопольного законодательства, которое запрещает согласованные действия органов государственной власти и коммерческих структур (на бытовом языке это называется «протежированием» или «лоббированием»), а в данном случае согласованность действий – если не налицо, то подозреваема.
«Кто уполномочил Росздравнадзор определять ЗАО «Протек» в качестве единственного поставщика и соответствуют ли действия Росздравнадзора и ЗАО «Протек» антимонопольному законодательству?» - задает вопрос карельский прокурор. Ведь осуществлять поставки лекарств может любая организация, имеющая лицензию.
И, наконец, не является ли нехватка лекарств в аптеках следствием предложенной схемы снабжения? Ответы на эти вопросы карельская прокуратура надеется получить в ближайшее время – материалы проверки направлены в Генеральную прокуратуру России.
Несмотря на вмешательство депутатов Законодательного собрания и внимание прокуратуры к этому вопросу, ситуация с поставками льготных препаратов в Карелию остается, по-прежнему, сложной. На заседании комитета по социальной политике республиканского парламента первый заместитель министра здравоохранения Карелии Ерванд Хидишян доложил, что сейчас обслужено только 66,3 процентов выписанных льготных рецептов.
По сравнению с январем, ситуация, конечно, выправилась, однако, особенно в районах Карелии льготных препаратов по-прежнему не хватает. Обращения к карельским властям с требованием принять меры к ликвидации дефицита препаратов поступают от руководства Костомукши, Сегежского, Медвежьегорского и других районов республики.
Татьяна Прокопенко