Всласть помахав кулаками, администрация Петрозаводска, наконец, прислушалась к голосу здравого смысла.

![]() |
Впервые вопрос о величине поправочного коэффициента и сумме единого налога на вмененный доход обсуждался на сессии Петросовета больше месяца назад. Тогда администрация вышла с обескураживающим предложением: установить самый высокий из всех возможных поправочный коэффициент. Такой же, как в Москве, как в городах-миллионниках. Депутаты отвергли это предложение, указав администрации на негативные последствия такого решения: сокращение малых и средних предприятий, следовательно, сокращение бюджетных поступлений – город потерял бы 102 миллиона рублей.
Кроме того, это привело бы к росту безработицы - в малом бизнесе трудится третья часть всего трудоспособного населения карельской столицы, к росту цен на товары и услуги первой необходимости. Депутат Евгений Журавлев предложил ряд поправок, которые сделали налог адекватным и избавили город неприятных последствий. Сессия поддержала предложения Журавлева. Однако, вместо того, чтобы прислушаться к голосу депутатов, администрация не на шутку обиделась.
Мэр Виктор Масляков наложил вето на решение депутатов, а затем командой мэра был предпринят ряд некрасивых поступков.
Так усилиями администрации была сорвана сессия горсовета, на которой планировалось преодолеть вето. Предварительно с депутатами-предпринимателями были проведены тематические беседы: их призывали не ходить на сессию, а взамен обещали решение всех проблем. Непосредственно в день сессии депутаты-бюджетники были срочно приглашены на совещания, побеседовав с руководителем комитета здравоохранения, из зала ушел депутат-врач Лукин, а когда стало ясно, что кворум набирается, убежал депутат-«единоросс» Овсянкин, оставив в недоумении членов возглавляемой им фракции. Дело было сделано - сессия была сорвана. Одновременно с этим в прессе появились статьи, дискредитирующие депутата Журавлева и его коллег по депутатскому корпусу. Не выбирая выражений, депутатов обвиняли в разграблении бюджета, в корыстолюбии, в лоббировании интересов предпринимательских группировок.
Совершая все эти поступки, администрация, безусловно, осознавала, что ни к чему хорошему все это не приведет. Налог будет исчисляться по-старому, а значит, бюджет не досчитается значительных сумм: предпринимателям придется сокращать площади, а те, кто мог бы перейти на уплату «вмененки», продолжат платить налоги в федеральный и республиканский бюджеты, минуя городской.
Однако, к счастью, уязвленное самолюбие вовремя отпустило Виктора Маслякова, и он все же прислушался к голосу здравого смысла. На прошлой неделе вниманию депутатов был предложен новый вариант – уже с учетом поправок Евгения Журавлева. Мэрия наконец согласилась с тем, что величину поправочного коэффициента необходимо снизить на 25-20 процентов. Кроме того, по учтено предложение Журавлева о расширении перечня предприятий-плательщиков единого налога на вмененный доход. Теперь пополнять городской бюджет (90 процентов «вмененки» остается в петрозаводской казне) будут не только предприятия торговли, стоянки, рекламщики, но и предприятия, занимающиеся ремонтом обуви и квартир, установкой пластиковых окон, строительством индивидуальных жилых домов, оказывающие ритуальные услуги, рынки, бани и маленькие гостиницы и другие.
Это решение благополучно скажется и на развитии малого и среднего предпринимательства на территории Петрозаводска и на пополнении городского бюджета. Сейчас доля «вмененки» в городской казне составляет 20 процентов – более 200 миллионов рублей. С переходом на новый порядок уплаты ожидается пятидесятипроцентный рост поступления налога.
Ульяна Зимина