«Дом и язык не забудь»
20 апреля, Частная жизнь
Поделиться

Культурный фонд известного шведского писателя и общественного деятеля Бенгта Похьянена присудил литературную премию за 2006 год вепсскому поэту Николаю Абрамову.

Николай Абрамов
Николай Абрамов
Кажется, еще совсем недавно отечественные лингвисты спорили о целесообразности создания письменности для вепсов – коренного малочисленного народа Европейского севера России. Даже сами представители исчезающего этноса – а за последние 15 лет вепсское население Карелии, Ленинградской и Вологодской областей сократилось в полтора раза и составляет сейчас всего 8 тысяч человек – в шутку называли свой язык «карманным», поскольку общаться на нем приходилось в основном дома. На протяжении полувека советское государство словно не замечало существования потомков некогда могущественного финского племени Весь, и лишь в конце 80-х годов прошлого столетия национальная интеллигенция смогла добиться разработки вепсской письменности на основе латинского алфавита и преподавания родного языка в школах и детских садах.

С тех пор на вепсском языке были изданы несколько учебников, выпущен словарь и даже канонические евангельские тексты. У древнего народа появилась своя пресса и художественная литература, наиболее ярким представителем которой стал петрозаводский поэт Николай Абрамов.

«Я родился в селе Ладва Подпорожского района Ленинградской области, и по-вепсски говорил с детства. Сейчас я уже не помню, на каком языке произнес первое слово – на русском или на вепсском, но пишу стихи одинаково свободно и по-вепсски, и по-русски, и считаю оба языка своими родными – рассказывает Абрамов и тут же с улыбкой замечает,  - А вот думаю я все же по-вепсски. Особенно, когда сижу в одиночестве или ищу какую-нибудь вещь и сам с собой разговариваю. Или когда футбол по телевизору смотрю и возмущаюсь: «Ну, как они играют!»

Как и многие его соплеменники, Николай Абрамов в юности и представить себе не мог, что когда-нибудь вепсы станут читать на родном языке книги, газеты и журналы. Свое первое стихотворение будущий вепсский «классик» опубликовал в 1984 году в подпорожской «районке» на русском языке, и поначалу даже не помышлял сочинять по-вепсски.

«У кого я мог тогда научиться вепсскому стихосложению? Я продолжал писать по-русски, иногда печатался в центральных изданиях, и вот однажды мне пришло письмо от карельских ученых Нины Зайцевой и Зинаиды Строгальщиковой, которые работали над созданием вепсской письменности. Они предложили попробовать написать стихи по-вепсски, и только хорошее знание вепсского языка и русской поэтической традиции помогли мне справиться с этой задачей», - вспоминает Николай Абрамов.

Теперь он пишет сразу на двух языках, что позволяет поэту общаться как с вепсским, так и с русским читателем. Вот лишь одно из таких стихотворений ( в русском варианте ):

Каждому – вера и слово,
Каждому – посох и путь.
Вспомни родных своих снова,
Дом и язык не забудь.

Так нам даровано Богом,
Не на года, на века,
Каждому будет – дорога,
Каждому будет – река…

Свободное владение двумя языками позволило Николаю Абрамову перевести на вепсский таких мировых классиков, как Омар Хайям, Рабиндранат Тагор, Уильям
Шекспир, Поль Верлен, Александр Пушкин, Сергей Есенин и Владимир Высоцкий. Этот труд не остался не замеченным культурным фондом шведского писателя и общественного деятеля Бенгта Похьянена, который сам известен как двуязычный литератор, пишущий по-шведски и по-фински. Фонд решил присудить талантливому переводчику и автору трех поэтических сборников из Карелии литературную премию за 2006 год.

Вручение награды состоится в августе в шведском городе Оверкаликсе. Николаю Абрамову предстоит не только познакомить скандинавскую публику со своей поэзией, но и прочитать лекцию о вепсской литературе.

«Я надеюсь, что мне удастся донести до шведов мысль о том, что каждый народ, даже самый маленький по численности, велик в своем стремлении к совершенству», - сказал вепсский поэт.

Валерий Поташов

Обсудить (0)



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение