Узники чужой совести
18 мая, Обществоведение
Поделиться

Бывшим малолетним узникам финских концлагерей, действовавших во время войны на территории Заонежья, снова приходится доказывать в суде право на статус и ежемесячную денежную компенсацию. Многим из них с начала мая выплаты прекращены.

Дети-узники 6-ого лагеря в Петрозаводске, 1944г.
Дети-узники 6-ого лагеря в Петрозаводске, 1944г.

Интересная картина получается. Как только президент Путин в прошлом году распорядился выплачивать бывшим узникам концлагерей ежемесячную денежную компенсацию, так чиновники на местах тут же стали предпринимать шаги к тому, чтобы самих узников было поменьше. На реализацию популистского Указа президента уходит много денег, единственный способ уменьшить траты – не присваивать статус узников или пересматривать право на него у тех, кто уже получает деньги. Похоже, что именно такая установка действует из Москвы. Иначе, как объяснить тот факт, что пожилые люди в нашей республике вынуждены в очередной раз обивать пороги судов, чтобы впоследствии получать от государства положенные им деньги?!

На прошлой неделе ситуацию с узниками рассматривали депутаты Законодательного Собрания на комитете по социальной политике. Как рассказала адвокат Ольга Рыбалова, которая ведет дела пенсионеров, в настоящее время около сорока бывших малолетних узников Заонежья вынуждены подтверждать свой статус в суде. Инициатором возврата их дел на новое рассмотрение стал Пенсионный фонд (именно он теперь ведает выплатами денежных компенсаций этой категории льготников), который потребовал аннулировать итоги первых заседаний, поскольку представители ведомства не участвовали в судах в качестве заинтересованной стороны. Теперь они хотели бы контролировать процесс. Глава Пенсионного фонда по Карелии Наталья Вартанова не скрывала, что в судах сотрудники ее ведомства будут настаивать на том, чтобы людям, жившим на территории Заонежья в годы войны, звание бывших малолетних узников не присваивалось. «Это была простая оккупация, а не концлагеря», - считает Вартанова. Она подтвердила, что с начала мая заонежским узникам приостановлена выплата денежной компенсации. 

Наталья Вартанова
Наталья Вартанова
Любопытно, что речь идет о тех людях, которые в 2005 году через суд уже доказали свое право на компенсацию, предоставив документальные доказательства того, что финские лагеря на территории Заонежья были концентрационными (по свидетельству адвоката Рыбаловой, теперь от этого и Финляндия не отказывается). Однако Пенсионный фонд, озабоченный резким ростом числа лиц, претендующих на денежную компенсацию в качестве бывших малолетних узников,  все равно требует перепроверки. «Когда в прошлом году льготы заменили на денежные компенсации, у нас пошел вал узников, - рассказывает Наталья Вартанова. – Среди них есть и «лживые узники», которые на самом деле не имеют права на денежную компенсацию (а это 3 тысячи рублей каждый месяц дополнительно к пенсии). Только за прошлый год у нас появилось 711 новых узников, а всего такой статус имеют в республике 5 тысяч 866 человек. Ежемесячно на них тратится около 2 миллионов федеральных денег. И я не хочу, чтобы проверка из Москвы, которая заглянет в пенсионные дела этих людей, могла обвинить нас в нецелевом использовании».

«Я не понимаю, почему Пенсионный фонд вообще вмешивается в эти суды, - говорит Ольга Рыбалова. – Ведь проблем с деньгами, насколько я знаю, нет, - все они целевым назначением поступают из федерального бюджета. У людей, которых я защищаю, по сорок листов архивных документов лежат в судах, плюс еще свидетельские показания. Финны сами признают, что Заонежье – это место концлагерей. Какие еще нужны доказательства?! Ни в одной стране мира так не относятся к старикам, как у нас! За то время, что я добиваюсь признания их статуса, более двадцати бывших малолетних узников уже умерли, не дождавшись судебного решения или сразу же после процесса! Как можно до такой степени издеваться над людьми!?»

Адвокат Ольга Рыбалова уже обратилась с жалобой на действия нашего Пенсионного фонда в Генеральную прокуратуру. Со своей стороны депутаты пообещали, что напишут в республиканскую. Однако особых надежд на то, что правоохранительные органы, вмешавшись в ситуацию, встанут на сторону узников, нет. В подобных случаях государственные структуры, как правило, стоят горой друг за друга.

Наталья Захарчук

Обсудить (0)



«Заменили кровлю, окна и двери»: в Медвежьегорском районе полностью обновили ФАП

Подробностями проведения ремонта поделился глава карельского Минздрава Михаил Охлопков.

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение