Захват местного значения
25 июля, Тема недели
Поделиться

На «Прионежском карьере» началась настоящая война. Конфликт между собственниками – группой компаний «Карелнеруд» и московской фирмой «Авиапроект» - приобрел криминальный оттенок.

В ночь на 22 июля отряд вооруженных людей с удостоверениями частных охранников из Санкт-Петербурга, подъехав на десяти машинах, ворвался на территорию «Прионежского карьера» и, оттеснив местных сторожей, фактически завладел имущественным комплексом предприятия. Добравшись до железнодорожных путей, по которым отгружается готовая продукция, незваные гости с помощью автокрана и автогена с мясом вырвали рельсы и шпалы, разрушив в общей сложности около тридцати метров железнодорожного полотна.

Будущее предприятия под угрозой. По словам президента группы компаний «Карелнеруд» Вячеслава Смородина, «Прионежскому карьеру» осталось работать не больше трех дней. Добывать щебень здесь теперь не имеет смысла – его не увезти.

Кому пироги да пышки, кому синяки да шишки

Вячеслав Смородин
Вячеслав Смородин
«Конфликт с москвичами, претендующими на часть имущества промышленного комплекса Прионежского карьера, длится уже полгода, но перед таким варварством мы все равно оказались безоружными», - признался на экстренной пресс-конференции Смородин.

К счастью, в результате захвата никто не пострадал. «В Карелии запрещено использовать частные охранные структуры в хозяйственных конфликтах, поэтому карьер охраняют обычные сторожа, - рассказал Смородин. – А вот наши конкуренты наняли питерский ЧОП, и мы видим, что из этого вышло… Хорошо еще, что в больницу никто из сторожей не попал, терпеливые оказались люди, только синяками отделались, когда их силком вытолкали с КПП».

Зато железнодорожные пути, по которым прошлись автогеном новые «собственники», действительно представляют жалкое зрелище. Совершенно очевидно, что восстановление разрушенного полотна – дело не одного месяца. Глядя на вывороченные из земли  железнодорожные стрелки, трудно поверить, что когда-нибудь по ним сможет пройти груженый состав.

«В ремонт этой части путей мы вложили около 3 миллионов рублей, - говорит генеральный директор «Прионежского карьера» Александр Витченко. – Совсем недавно закончили, - 30 июня комиссия в составе представителей Октябрьской железной дороги приняла этот участок в эксплуатацию и выдала нам акт, что пути отвечают требованиям безопасности».

Ваша почта, сэр!

Москвичи отступать не собираются
Москвичи отступать не собираются

Спор «двух хозяйствующих субъектов» на Прионежском карьере разгорелся зимой этого года, когда москвичи из «Авиапроекта» впервые приехали на щебеночный завод, чтобы «вступить в права». По бумагам они действительно являются собственниками части имущества предприятия, включая железнодорожный тупик. Так что сегодняшняя ситуация удивительна вдвойне: какой же хозяин станет сознательно уничтожать свое же имущество?! В чем тут здравый смысл?

История с продажей части Прионежского завода фирме «Авиапроект» вышла темная. Неудивительно, что «Карелнеруд», отстаивающий свои права в Арбитражном суде, завяз в тяжбах, которым конца и края не видно.

Дело в том, что щебень из Прионежского карьера добывается уже давным-давно, - с 1978 года. Производственное объединение «Карелнеруд» имеет лицензию на право добычи в этом месторождении нерудных материалов сроком до 2026 года. И все бы ничего, да  приватизация щебеночного производства на карьере в свое время прошла, что называется, через пень колоду. В итоге вышел всегдашний российский парадокс: ООО «Прионежский карьер» владеет только оборудованием и техникой – экскаваторами, дробильно-сортировочными машинами, станками, тепловозами, запасами взрывчатых веществ, а вся остальная неразрывная технологическая часть – здания, линии электропередач и даже железнодорожный тупик – еще недавно была в собственности у государства. В конце 2004 года чиновники Российского федерального фонда имущества, не поставив в известность руководство «Прионежского карьера», продали государственные здания и сооружения московской фирме «Авиапроект». Причем о состоявшемся в Москве аукционе не знали не только в «Карелнеруде», но даже в карельском управлении федеральным имуществом. В итоге большой производственный комплекс (который, к слову сказать, является промышленно опасным) оказался в руках двух совершенно разных собственников, с разными взглядами на то, как должно развиваться производство, и должно ли оно вестись вообще.

«Если представить, что Прионежский карьер – это большой деревянный дом, получится, что москвичи купили его крылечко и теперь заставляют нас залезать через окно, - говорит Вячеслав Смородин. - Зачем они совершили сделку? Скорее всего, с вполне конкретной целью, - чтобы заниматься вымогательством. Я не пошел на поводу у рейдеров, которые хотели посадить предприятие на крючок, и теперь мы видим, к чему это привело. А суммы они затребовали просто нереальные. Ежемесячный фонд заработной платы на заводе в полтора раза меньше, чем они хотели бы получать».

Смородин считает, что лично он, как предприниматель, столкнулся с новым для России явлением, которое получало название «green mail» («зеленая почта»). «Это обычный шантаж, а мы имеем дело с приезжими «гринмэйлщиками».

«Карелнеруд» уверен, что часть имущества щебеночного завода москвичи купили незаконно. «Эта сделка существует только на бумаге, на самом деле имущество даже из хозяйственного ведения не изымалось», - говорит Смородин. Впрочем, подтвердить это может только суд, а тяжба между собственниками бесконечно затянулась.

Расходитесь, хлопцы, по домам!

Крайними во всей этой истории оказались работники карьера, более четырехсот пятидесяти человек. Что будет с ними, пока неизвестно, но Смородин не скрывает, что, скорее всего, людей придется отправлять в бессрочный отпуск. Первыми разойдутся по домам рабочие железнодорожного цеха. Как сказал их начальник Николай Нестеров, теперь им просто нечего делать. Затем начнется цепная реакция, которая обратится взрывом безработицы на станции Деревянка, - Прионежский карьер для нее является градообразующим предприятием, на заводе трудится до 70 процентов местного населения.  

Сейчас добыча щебня еще ведется, но затоваривание происходит буквально на глазах: водным путем и на грузовиках вывозится только 15 процентов готовой продукции. Оперативных вариантов решения проблемы Вячеслав Смородин не видит. «Понятно, что один из нас, в конце концов, должен будет уйти, но кроме как правового решения проблемы, я не вижу. Мы на этой территории находимся исторически. И только если на карьер придут судебные приставы с решением суда на руках, я подчинюсь. Но никаких переговоров с рейдерами я больше вести не собираюсь».

Можно предположить, что не отступят и москвичи. Как заявил нашему корреспонденту заместитель генерального директора «Авиапроекта» Геннадий Корнилов, никакого вредительства его люди железнодорожным путям не наносили. «Мы демонтировали рельсы, чтобы начать капитальный ремонт. У нас уже и договор на его проведение заключен. Этот участок небезопасен, за последнее время здесь было несколько сходов вагонов. И вообще, это наша собственность, мы в принципе можем делать с нашим имуществом все, что хотим».

Очевидно, что в разрешении этой непростой ситуации может помочь только вмешательство республиканских властей, которые, будем надеяться, не допустят социального взрыва в Прионежском районе. Пока никто из высокопоставленных чиновников на произошедшее не отреагировал. Молчат и правоохранительные органы, куда Вячеслав Смородин обратился с просьбой провести проверку законности действий москвичей.

Наталья Захарчук

Обсудить (0)



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение