РЕКЛАМА
7:0 в пользу города: как перезагрузка транспортной системы изменила жизнь Петрозаводска
Сегодня 03:00 Тема недели
Поделиться

Год назад в столице Карелии создали муниципальную автоколонну и перезапустили работу предприятия «Городской транспорт». О результатах «Столице на Онего» рассказала глава Петрозаводска Инна Колыхматова.

фото: © Инна Колыхматова. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

— Инна Сергеевна, в Петрозаводске регулярно запускают всё новые маршруты. Сказать об этом год назад — никто бы не поверил. Автобусный маршрут № 32 от Университетского городка до центра — он уже какой по счету?

— Это седьмой новый автобусный маршрут по регулируемому тарифу, который мы запустили чуть более чем за год.

Только один из этих семи маршрутов обслуживает частный перевозчик. На остальных шести работает наше муниципальное предприятие «Городской транспорт».

Муниципальные маршруты № 16, 18, 30, 31 и 32 — они действуют постоянно. Плюс на дачный период до Зимника и Бараньего берега мы организовали сезонный маршрут. Следующим летом планируем его возобновить.

— Как получилось за такой короткий срок во многом изменить ситуацию с общественным транспортом?

— Чуть больше года назад мы начали в Петрозаводске транспортную перезагрузку. В августе 2024-го стартовал первый муниципальный маршрут № 30. Он связал отдаленные районы — СКЗ и Сулажгору — с Октябрьским районом, центром, Перевалкой, Кукковкой.

© «Республика» / Сергей Юдин

Хочу напомнить, как мы пришли к такому решению. Вначале была попытка организовать первые маршруты по регулируемому тарифу. Он давал администрации рычаг влияния на частного перевозчика, в том числе позволил привлекать к ответственности за несоблюдение расписания. На эти маршруты вышла новая частная транспортная компания «ТрансБалт». Но в результате судебного решения ее синие автобусы были вынуждены покинуть город.

Многие горожане тогда переживали, что Петрозаводск ожидает транспортный коллапс. Нам удалось этого не допустить благодаря системным мерам.

Было принято стратегическое решение — развивать наше муниципальное предприятие «Городской транспорт». И здесь ключевая роль, конечно, принадлежит главе Карелии Артуру Олеговичу Парфенчикову. Именно при его поддержке мы смогли начать эту большую работу по укреплению нашего муниципального предприятия и созданию собственной автоколонны.

© «Республика» / Сергей Юдин

— С каких шагов начали?

— По поручению руководителя региона Минтранс Карелии вначале передал для «Городского транспорта» 21 автобус. Затем за счет республиканского бюджета были также закуплены 18 современных автобусов SIMAZ.

Но транспортная перезагрузка не исчерпывается только приобретением техники. Нам нужно было перестроить работу нашего муниципального предприятия.

Такая задача была поставлена перед новым директором Дмитрием Владимировичем Романовым. Необходимо было обеспечить, чтобы «Городской транспорт», у которого раньше были только троллейбусы, смог работать в рамках новой концепции — теперь еще и как предприятие со своей автоколонной.

Перезагрузка — это в том числе улучшение условий для сотрудников муниципального предприятия. Нам удалось повысить заработную плату водителям и другим работникам.

Кроме этого, на муниципальном предприятии гарантированы официальное трудоустройство, большой отпуск, оплачиваемые больничные. Поэтому в «Городской транспорт» переходят водители из частных компаний. Сейчас обсуждаем с руководством предприятия введение дополнительных социальных гарантий.

— Почему было решено запустить первые муниципальные маршруты в такие районы, как СКЗ, Сулажгора, Тепличный?

— Именно в отдаленных районах проблема с транспортным сообщением была самой острой. Это был уже даже не вопрос комфорта. Отсутствие нормального транспорта ограничивало людей в их повседневной жизни.

© «Республика» / Даниил Рыжихин

Жители не могли выбраться в театры или библиотеки, потому что после семи-восьми вечера домой можно было вернуться только на такси. Детям было сложно добираться из кружков, секций, которые сконцентрированы в центральных районах. Да и просто доехать на работу в другие районы города людям было сложно.

Поэтому мы запустили новые маршруты в Сулажгору, СКЗ, Соломенное, на Птицефабрику, Ключевую. Появилось автобусное сообщение в ТИЗ «Усадьба» — его там вообще никогда не было.

— Вы наверняка анализируете отзывы горожан. Что пишут люди?

— Получаю обращения, что качество жизни поменялось, потому что можно лучше спланировать свои повседневные дела и досуг. Все наши муниципальные автобусы ездят по расписанию и подключены к навигационной системе. Движение отображается в приложении «Умный транспорт»: можно свериться, прийти на остановку ко времени и спокойно уехать.

Хотелось бы повторить то, что уже говорила раньше. Наша задача была создать альтернативу частным перевозчикам, чтобы у горожан был выбор.

И сейчас уже с уверенностью можно утверждать, что подавляющее большинство горожан, когда у них есть варианты поехать на автобусах частного перевозчика или муниципального предприятия, выбирают именно муниципальный транспорт. В том числе потому, что наши автобусы комфортные, чистые, в хорошем состоянии.

© «Республика» /Лилия Кончакова 

— Но жалобы на общественный транспорт наверняка все еще есть?


— Их стало значительно меньше, но они есть. К нам поступает примерно по пять обращений в день. И практически все они — по частным перевозчикам.

К сожалению, жалуются люди и на работу нового маршрута № 28, который обслуживает частная компания. Жалобы те же самые, что и на других частников, в первую очередь на пропуск рейсов в вечернее время. По муниципальным автобусам, повторю, таких нареканий фактически нет.

Поскольку маршрут № 28, в отличие от остальных маршрутов частников, работает на регулируемом тарифе, мы имеем возможность штрафовать перевозчика, когда он не соблюдает условия. И делаем это.

В то же время для нас главное — обеспечить качество транспортного сообщения. Сейчас мы планируем приобрести еще 10 новых автобусов в лизинг для нашего муниципального предприятия. Аукцион на выбор лизинговой компании уже объявлен. С Артуром Олеговичем обсудили, что это должны быть автобусы большей вместимости.

Новые автобусы позволят «Городскому транспорту» участвовать в конкурсах на обслуживание и других городских маршрутов. Не исключаю, что в перспективе это будет и маршрут № 28.

— Реально ли, что в перспективе все автобусные перевозки в городе станут муниципальными? Особенно если учесть, что в 2026 году закачивается срок свидетельств, по которым работают частные перевозчики.

— Уже сейчас наши пять муниципальных маршрутов заменили 9 маршрутов частных перевозчиков, частники с них ушли. Так что мы двигаемся в этом направлении.

© пресс-служба Петросовета

При этом хочу подчеркнуть — мы не против частного бизнеса, если он будет работать ответственно, обновлять автобусы. На таких условиях мы готовы обсуждать и новые маршруты.

Отмечу, что при разработке новых маршрутов большое значение имеет экономика. Мы анализируем возможный пассажиропоток, востребованность. Если говорить об уже запущенных муниципальных маршрутах, то их прибыльность оказалась даже выше, чем мы ожидали. Это связано с тем, что, как уже сказано, большинство горожан предпочитают муниципальный транспорт.

Однако нельзя забывать, что общественный транспорт прежде всего выполняет социальную функцию. Один из примеров — маршрут № 32, о котором вы сказали в начале беседы. Он идет от улицы Университетской до площади Кирова, проходит рядом с учебными заведениями.

— Почему появился именно такой маршрут?

— О его запуске просили студенты ПетрГУ, у которого в Университетском городке один из учебных корпусов, Президентской академии, других учебных заведений. Просили тренеры, родители ребят, которые занимаются в новом легкоатлетическом манеже. В этом же районе построен бассейн, то есть место становится всё более привлекательным для горожан, рядом застраиваются новые микрорайоны.

Поэтому мы понимали, что такой маршрут действительно нужен людям. Вначале планировали запустить его в 2026-м, но удалось сделать это раньше.

© «Республика» /Лилия Кончакова

В целом все наши муниципальные маршруты стараемся делать социальными — чтобы жителям было удобно добираться в больницы и поликлиники, учебные заведения, театры, музеи. Обязательно изучаем отзывы и, если необходимо, корректируем и маршрут, и расписание.

— После открытия Лобановского моста по нему, как вы и обещали, пошли троллейбусы. Какие есть планы по развитию троллейбусного сообщения?

— Прежде всего хочу сказать, что за последние три года парк техники нашего муниципального предприятия обновился более чем на 80 единиц. И это не только автобусы, но и троллейбусы, которые мы купили по инициативе Артура Олеговича и при помощи республики.

На линиях у нас теперь практически не осталось старых троллейбусов. Проводим работу по подготовке водителей электротранспорта. Все это позволило нам этим летом запустить обновленный троллейбусный маршрут № 4.

После открытия Лобановского моста по нему пошли троллейбусы № 3 и № 6. Третий маршрут идет до нижней Ключевой, шестой захватывает верхнюю Ключевую и следует до Товарной станции. Теперь в этот район, где было так много жалоб жителей на транспортную доступность, запущено целых пять маршрутов.

© «Республика» /Лилия Кончакова

В дальнейшем рассматриваем запуск обновленных маршрутов № 2 и № 5, которые предполагается закольцевать.

— То есть от планов по запуску обновленных «двойки» и «пятерки» не отказываетесь?

— Не отказываемся. Планы мы скорректировали из-за того, что Лобановский мост ввели в эксплуатацию на полгода раньше срока. Поэтому решили прежде всего запустить троллейбусное сообщение по новому мосту, чтобы разгрузить другие маршруты общественного транспорта.

Маршруты «двойки» и «пятерки» появятся, но чуть позже. В планах задействовать контактные сети на улицах Шотмана, Иссерсона. Работаем над этим.

— Еще одно новшество этого года — электронные проездные на троллейбус для студентов и школьников. Пользуются горожане этой возможностью?

— Развивая наше муниципальное предприятие, мы должны идти в ногу со временем. Электронные проездные ввели с началом учебного года, и уже более 300 человек их оформили. Сделать это просто, не обязательно приезжать в троллейбусное управление — можно заполнить форму онлайн.

Планируем и дальше внедрять эту систему, рассматриваем возможность электронных проездных на муниципальных автобусных маршрутах.

© «Республика» / Сергей Юдин

— Сохраняется ли бесплатный проезд для детей из семей участников СВО?

— Да, льгота действует, и мы видим, что она востребована. Когда я встречаюсь с семьями наших бойцов, всегда спрашиваю: «Пользуетесь бесплатными проездными?» Практически все пользуются.

Напомню еще раз, что бесплатный проезд для детей из семей участников СВО действует на муниципальных маршрутах. Частным перевозчикам мы предлагали присоединиться к нашей инициативе, но отклика не получили. Это еще раз говорит о том, что именно «Городской транспорт» сегодня выполняет социальную задачу. И мы делаем правильно, укрепляя муниципальное предприятие.

— Кроме новых маршрутов, в Петрозаводске оборудуют новые остановочные комплексы. Сколько поставили в этом году?

— Мы оборудовали 23 новых остановочных комплекса в разных районах. В том числе там, где их никогда раньше не было.

Увы, новые остановки нередко подвергаются вандализму. И даже антивандальные, полностью металлические комплексы, которые мы ставили раньше, страдают. Когда мы начали обшивать их прозрачным поликарбонатом для защиты от дождя и ветра, обнаружили, что и это покрытие умудряются повредить.

© страница Инны Колыхматовой / ВК

Стараемся по возможности быстро, насколько позволяют конкурсные процедуры, заменять разбитые стекла, убирать надписи. Не скрою — это огорчает, ведь эти средства город мог бы потратить на решение иных задач.

Но я уверена, что из-за поступков отдельных вандалов не должны страдать все жители города. Поэтому развивать транспортную инфраструктуру, устанавливать новые остановки продолжим.

— А оригинальные остановки с цветными витражами — такие, как на проспекте Ленина? Будете их дальше устанавливать? Они очень украшают город.

— Да, это тоже есть в планах. Идея таких остановок родилась, когда я посещала Детскую художественную школу и увидела прекрасные работы ребят. Предложила им поучаствовать в украшении остановок витражами с карельской тематикой, и дети с интересом откликнулись.

Хочу еще раз сказать большое спасибо директору школы, педагогам и, конечно, юным художникам. А также спонсорам, в первую очередь компании «Русский лесной альянс», которые помогли воплотить идею в жизнь. Получился замечательный проект!

© «Республика»

— Инна Сергеевна, какие еще направления затронула перезагрузка транспортной системы в городе?

— Транспортная перезагрузка — это не только новая техника, маршруты, остановки, но и пешеходная инфраструктура. В этом году мы впервые запустили городскую программу «Петрозаводск пешеходный» по ремонту тротуаров, рассчитанную на три года. Ремонтируем и лестничные спуски.

Продолжаем с опережением на год идти по графику ремонта дорог, удается включать в программу новые объекты. Например, за счет субсидии из Дорожного фонда Карелии отремонтировали проезд Тидена, который многие годы был «болевой точкой» на дорожной карте города.

На этой неделе приступаем к асфальтированию участка улицы Университетской к Резервному кварталу. Когда приведем дорогу в порядок, появится возможность продлить маршрут автобуса № 32 до Резервного, о чем нас просят жители.

Много сделано по ремонту мостов: на улицах Кирова и Антикайнена, Гоголевского, Комсомольского, Пименовского. Сейчас ремонтируем Советский мост, убираем колейность.

© Инна Колыхматова. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

На средства Дорожного фонда республики построена парковка у ж/д вокзала и дорога к ней от улицы Чапаева. По инициативе главы республики запущена городская электричка.

Все это — результаты совместной работы республиканского правительства, нашей администрации, депутатского корпуса. И эту работу возглавляет и координирует Артур Олегович Парфенчиков. Транспортная система столицы Карелии меняется комплексно. Только так мы сможем добиться главной цели: сделать Петрозаводск комфортным для всех горожан.

Обсудить (0) в ленту



Петрозаводские врачи рассказали о важности отдыха

Отдых люди порой заменяют привычками, вроде соцсетей, шоппинга или вкусной еды. Но позволяют ли они расслабиться и дают ли энергию организму? Разобраться помогли врачи Наркологического диспансера.

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Подписывайтесь на наш Дзен!
Подписаться

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение