Правительство Карелии намерено перейти к жесткому регулированию выдачи лицензий на добычу нерудных строительных материалов, поскольку число желающих осваивать карьеры превышает возможности нашей транспортной инфраструктуры.

|
Как заявил министр промышленности и природных ресурсов республики Сергей Денисов, в настоящее время на территории Карелии оформлено 128 лицензий на производство щебня, каждая из которых предполагает выпуск готовой продукции в объеме около миллиона кубометров в год, а справиться с таким грузопотоком железная дорога пока не в состоянии. Особенно острая ситуация складывается на юге Карелии, где сосредоточены самые крупные карьеры по добыче камня и производству щебня. Транспортная инфраструктура республики попросту оказалась не готова к столь бурному развитию горнодобывающей отрасли, которое наблюдается на протяжении последних нескольких лет.
По словам Денисова, в ближайшее время карельские власти планируют отказаться от уведомительной системы подачи заявок на освоение карьеров, а это значит, что все месторождения по добыче камня на территории Карелии будут выставляться на конкурсы и аукционы. При этом республиканское правительство планирует в первую очередь предлагать инвесторам отдаленные северные районы, чтобы освоение минерально-сырьевой базы республики шло равномерно, с учетом возможностей транспортной инфраструктуры.
Особые надежды карельское руководство связывает с реализацией прошлогоднего соглашения с Октябрьской железной дорогой по совместному развитию малодеятельных линий на западе республики. ОЖД несет огромные финансовые потери от эксплуатации основного убыточного участка на территории Карелии Ледмозеро-Суоярви, однако вблизи этой линии находится ряд перспективных месторождений щебня. По мнению участников соглашения, разработка этих месторождений позволит не только оживить экономику приграничных районов республики, но и увеличить грузооборот железной дороги.
Как отмечают в правительстве Карелии, в прошлом году в республике было выпущено 7 миллионов 521 тысяча кубометров щебня, что превысило максимальный уровень производства советских времен. В нынешнем году этот показатель предполагается увеличить еще почти на 20 процентов, а последующий ежегодный прирост выпуска щебня в Карелии составит около 10 процентов. Новые горнопромышленные предприятия производят щебень нескольких фракций, пригодный как для жилищного строительства, так и для выпуска бетона и асфальта. Правда, пока карельские нерудные стройматериалы больше востребованы за пределами республики, нежели местными строителями.
Средства в разработку месторождений строительного камня на территории республики вкладывают в основном бизнесмены Санкт-Петербурга и Москвы, куда отправляется львиная доля карельского щебня и каменных блоков (за последние годы объем только московских инвестиций в освоение минерально-сырьевых ресурсов Карелии достиг почти полмиллиарда рублей). Однако столь активное развитие горнодобывающей отрасли только усиливает сырьевую направленность местной экономики.
Валерий Поташов