Когда собственная крыша станет всем по карману?
19 апреля 2007, Капитал
Поделиться

Парламентские слушания по проблемам развития малоэтажного жилищного строительства не ответили на главный вопрос.

Казалось бы, территория Карелии с ее значительными запасами лесных ресурсов и низкой плотностью населения идеально подходит для воплощения мечты многих россиян о собственном доме. Но даже для местного населения индивидуальное жилищное строительство пока остается пределом грез: за последние 5 лет в республике был возведен всего 1241 частный дом общей площадью около 160 тысяч квадратных метров. Между тем, число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по данным официальной статистики, превышает в республике 18 тысяч (в реальности эта цифра, конечно, выше). Не трудно подсчитать, сколько потребуется времени, чтобы обеспечить кровом каждую карельскую семью, мечтающую о собственном жилье, при нынешних темпах строительных работ.

Удивительно, что первый заместитель министра строительства республики Александр Ефимов, выступавший на парламентских слушаниях в Петрозаводске с основным докладом, еще доказывал присутствовавшим преимущества малоэтажного деревянного домостроения, как будто кто-то в зале заседаний Законодательного собрания пытался оспорить экологичность, доступность и относительную дешевизну карельской древесины в сравнении с другими строительными материалами. Однако сам же Ефимов был вынужден констатировать, что недостаточные объемы индивидуального жилищного строительства являются одной из главных причин нестабильности регионального рынка жилья, где цены постепенно приблизились к уровню крупнейших российских мегаполисов.

Как отметил замминистра, едва ли не основным фактором, сдерживающим развитие в Карелии малоэтажного жилищного строительства, остается земельный вопрос. Обязательная процедура выделения земельных участков под индивидуальное строительство через аукционы приводит к значительному удорожанию этих участков, и они фактически становятся недоступными даже для состоятельных граждан. Самые привлекательные для индивидуальной жилой застройки площади сегодня способны приобрести либо очень богатые люди, либо фирмы, располагающие достаточными финансовыми ресурсами. В этой связи представитель Минстроя Карелии предложил жителям республики создавать закрытые жилищные кооперативы, которые бы позволили им уйти от земельных аукционов.

В числе других серьезных проблем, препятствующих массовому строительству в регионе индивидуального жилья, Александр Ефимов назвал отсутствие в муниципальных образованиях градостроительной документации и правил землепользования, а также нехватку земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. По оценке карельского Минстроя, стоимость подготовки таких участков под индивидуальное жилищное строительство может составить около миллиарда рублей, но рассчитывать на крупные ассигнования из республиканской казны пока не приходится.

Тем не менее, в ходе парламентских слушаний их участники высказались за выделение целевых субсидий из регионального бюджета бюджетам муниципальных образований на завершение разработки генеральных планов и схем территориального планирования и на строительство инженерной инфраструктуры по итогам исполнения основного финансового закона Карелии за первую половину и 9 месяцев текущего года. Кроме того, республиканским властям было рекомендовано увеличить ежегодный объем выделяемого в краткосрочное пользование местному населению леса на корню на нужды индивидуального жилищного строительства и рассмотреть возможность долевого участия в индивидуальном строительстве жилья, как одной из форм софинансирования малоэтажного жилищного строительства.

В чем конкретно могло бы выразиться это долевое участие, организаторы слушаний так и не пояснили, как не смогли ответить и на главный вопрос, прозвучавший в зале заседаний парламента: когда жилье в республике станет доступным для всего ее населения? Ведь даже относительно дешевые каркасные дома, о которых упоенно рассказывал директор Института экономики Карельского научного центра Анатолий Шишкин, как и ипотечные программы, для многих в республике по-прежнему не по карману.

Валерий Поташов

Обсудить (0) в ленту



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение