Петрозаводский психолог Алёна Шифранец в новой рубрике «Столицы на Онего» «Пора к психологу» размышляет о феномене британского сериала «Переходный возраст», который обсуждали даже на заседании парламента Великобритании.

Британский сериал «Переходный возраст» вышел в марте этого года, а жаркая полемика и дискуссии вокруг картины продолжаются до сих пор. Сериал набрал такое огромное количество просмотров, что его создатели уже говорят о возможном продолжении. Попробуем разобраться, почему картина стала такой обсуждаемой.
Ранним утром вооруженная полиция врывается в дом семьи Миллеров, чтобы арестовать тринадцатилетнего Джейми Миллера. Его обвиняют в жестоком убийстве одноклассницы. Мать, отец, старшая сестра и сам Джейми в шоке от происходящего.
После такого потрясения вся семья ждет разъяснений в полицейском участке. Детектив Люк Баскомб, ведущий расследование, показывает Джейми и его отцу видеозапись с уличной камеры, на которой видно, как подросток совершает убийство с особой жестокостью — нанося удар за ударом. При этом сам Джейми повторяет как заклинание: «Папа, это не я — я этого не делал!». Отец раздавлен и сбит с толку.
Психолог Алёна Шифранец
То, что не сделал
Как в обычной среднестатистической семье, где не было никакого насилия — ни физического, ни эмоционального, рождается серьезная патология? Создатели сериала по-своему ответили на этот вопрос.
Больше 20 лет назад юнгианский психоаналитик Луиджи Зойя в своей монографии, посвященной роли отца в современной культуре, писал, что мы входим в «эпоху отсутствующего отца». Не только потому, что отцы много времени проводят на работе и физически отсутствуют в семье, но и потому что сам образ отца в нашем обществе сильно изменился и трансформировался:
«Отец отсутствует не потому, что, как Улисс, отправился на войну (в сегодняшних реалиях еще и по этой причине — А.Ш.), но потому, что ОТКАЗЫВАЕТСЯ участвовать в отношениях. Отец отсутствует в своих действиях. Сегодня отцу в большей степени вменяется в вину не то, что он сделал, а то, что он НЕ СДЕЛАЛ». Отец главного героя Эдди Миллер — один из таких отсутствующих отцов. Сутками глава семейства вкалывает на работе, возвращаясь поздно вечером домой, не имея времени и сил поинтересоваться, чем занят его подросток за закрытыми дверьми своей комнаты. У Джейми есть новый компьютер и своя комната на втором этаже, в которой он закрывается, приходя из школы. Вот только нет доверия и по-настоящему близких отношений с семьей, но главное с отцом, которого Джейми так любит, и с которым там мало проводит времени.
Уже после задержания подросток признается психологу, что чувствовал, как отец стыдился его. Наблюдая за беспомощностью и растерянностью сына на футбольном поле, Эдди стыдливо отворачивался от Джейми, когда другие отцы смеялись над его неспортивным ребенком. Не защищал, не подбадривал, не помогал — отворачивался. Так Эдди, не осознавая, спонсировал собственного сына невыносимым чувством стыда, лишая его самого главного — отцовской поддержки и принятия, а значит, самоуважения и уверенности в себе. Стыд, получаемый от родительской фигуры, переживается как полное отвержение и унижение. Эта отцовская «инвестиция» станет миной замедленного действия. На встрече с психологом Джейми искренне и буднично скажет о себе: «Я урод».
Кризис отцовства
Сериал поднимает непростую тему — кризис отцовства. В «Переходном возрасте» показана целая палитра современных отцов. Карающий и жестоко избивающий в детстве своего сына дед Джейми. Травмированный агрессией и беспощадностью своего отца уже взрослый Эдди принимает решение: «Никогда не подниму руку на своего ребенка». Но, боясь проявления собственной агрессии, Эдди сваливается в другую крайность — вообще самоустраняется из отношений с сыном. Так, Джейми получает полную противоположность своего деда — слабого и отсутствующего отца, не способного быть авторитетом, а значит не способного укрепиться в психике подростка в качестве надежного объекта.
Закрывая потребность в сильном отце, Джейми находит в интернете «приемного» отца в лице британского блогера Эндрю Тейта — нарцисса и женоненавистника, известного своими жестким поведением и обесценивающими высказываниями в адрес женщин. Во время встреч с психологом Джейми не просто цитирует систему ценностей Тейта (женщина должна быть послушной), но и копирует его поведение.
И, наконец, детектив Люк Баскомб, который расследовал это дело и пытался понять причины произошедшего, такой же отсутствующий отец для своего сына и чужой в его мире. Большую часть времени проводящий на работе или в спортзале, Баскомб с удивлением обнаруживает, что его сына Адама, как и Джейми, унижают и троллят в школе. Только тогда он понимает, что пора не только заново знакомиться с собственным сыном, но и быть с ним рядом.
Присутствие отца в семье сегодня — не равно исполнение отцовских функций. Если мать традиционно отвечает за любовь, заботу и принятие, то задача отца — дать ребенку внутреннюю опору и структуру, объяснив, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда отец включен в процесс воспитания, он транслирует сыну не только любовь, но и свою систему ценностей. Так, через закон отца, через его правила и требования, ребенок формирует чувство защищенности и учится ориентироваться в мире, а идентифицируясь с отцовской уверенностью и силой, формирует и свою идентичность.
Сегодняшняя девальвация института отцовства ведет к тому, что во внутреннем мире подростка царит пустота, которая ведет к психической хрупкости и не гарантирует нормативного развития.
Прости меня, сынок!
Так почему Джейми убивает свою одноклассницу Кэти с такой жестокостью? Потому что она отказалась идти с ним на свидание? Потому что троллила его в соцсетях? Кэти также, как и главный герой, прошла через школьный буллинг, когда ее фотография топлес разнеслась по школьным чатам. Ей пришлось выдержать не только насмешки от одноклассников, но и публичный стыд. Только в отличие от Джейми она не считала себя уродом, а смогла сохранить ощущение своей ценности, несмотря на издевательство в школе.
Вот именно с этим и расправился Джейми — с ее самоуверенностью, которой у него никогда не было, и которую в него не инвестировал отец. Подросток не смог справиться с собственной завистью и яростью.
В конце фильма Джейми решает признать свою вину и понести наказание, его взрослая здоровая часть побеждает. И только после решения Джейми отец признает и свою ответственность, плача в пустой комнате сына: «Прости меня, сынок! Я должен был стараться больше!» Вина осознана, а значит появляется надежда на то, что отцовский дефицит будет восполнен, и процесс исцеления запустится…
А вы знаете, чем занят ваш подросток за закрытыми дверьми своей комнаты?