Кинопремьера отлично подойдет для семейного просмотра.
фото: © Кинотетрис
С 23 октября на больших экранах — приключенческий фильм-сказка «Горыныч» (6+). Мастерски жонглируя жанрами, его создатели превращают кинокартину то в костюмированный мюзикл, то в театральную постановку, в то в цирковой номер. Наряду с со стилистической пестротой внимание зрителя удерживают актёрский состав по первому разряду и кинематографические фокусы, выкидываемые в сказочной ленте один за другим.
О магии кино
Один из первых трюков в «Горыныче» — обман ожиданий. На протяжении фильма он вызовет удивление или заставит разочароваться в героях не раз и не два, но неизменным окажется одно — внезапность, с которой магия кино накроет зрителя. Что и говорить, если уже пролог картины вынудит многих перепроверить билеты в кино — не ошиблись ли они сеансом и в том ли зале заняли места. В сказочных фильмах песронажи нередко телепортируются в сказку из наших дней, но главный герой «Горыныча» Алексей Алёхин (Александр Петров) делает это из ряда вон выходящим образом.
Каким именно — пусть остаётся интригой. Стоит сказать только, что пролог вышедшей киносказки — едва ли не самостоятельное произведение важнейшего из искусств. Здесь и сатирическое осмысление нынешних реалий на рынке труда, и первоклассная отсылка к эпохе трудовых подвигов, и динамично разыгранный комедийно-драматический сюжет. В центре его — тот же Алексей Алёхин, отличник морской службы и по совместительству разгильдяй. Заставляя его попасть на корабль буквально с бала, режиссёр, очевидно, обыгрывает известный фразеологизм, а отправляя практически сразу же в сказочное пространство — задаёт двусмысленный подтекст. Предназначен для считывания он, впрочем, в факультативном порядке.

Удачно подоспев к началу служебной смены, герой должен погрузиться в морскую пучину. Однако вместо дна морского он всплывает в сказочной реальности. Молодому моряку-повесе, ещё не успевшему скинуть морок бурной ночи, трудно понять, почему вместо сослуживцев перед ним стоит барон Зигфрид со свитой и картинно ставит сапог на гигантское яйцо, откуда вылупляется дракон. Здесь, конечно, раскрыть бы тему, но, во-первых, на экране сказка для детей, а во-вторых, невидимый цензор, имя которому ЗОЖ, всюду суёт свой нос. Но чем бы ни была сказочная телепортация, Алексей Алёхин быстро приходит в чувства и начинает действовать согласно обстоятельствам.
Не фильм, а сказка
Княжество, в котором оказывается герой, неидентифицируемое, но кое-что сказать всё-таки можно. Оно явно не из числа развитых — скорее развивающихся. А у всех развивающихся княжеств по крайней мере две беды. Во-первых, компрадорская свита, очарованная соседним, более развитым герцогством. А во-вторых, патологическая склонность к освоению средств, а не созиданию благ. В конкретно-сказочном случае — к залечиванию князя (Сергей Маковецкий). Законодатели вводят запрет за запретом, мобильные операторы — пакет услуг за пакетом, а княжеский лекарь с придворным бароном — обнаруживают болезнь за болезнью у князя. Потому как в противном случае можно остаться без работы.

Вынырнувший из-под воды Алексей Алёхин интригует княжеских девиц, но при дворе у князя с «чужеземцем» не особенно обходительны. Его по случаю приняли за лекаря, а конкуренции никто не рад. И не только в освоении средств, но и в делах сердечных — Алексей уже успел приглянуться княжне Марусе (Виктория Агалакова), которую княжеский барон назначил себе в невесты. Не сказать что попавший в сказку персонаж Александр Петрова находит выход из ситуации с блеском и изяществом, но находит. Тот случай, когда не герой умный, а его визави дуралеи. Примерно как в «Ревизоре».
Однако барону с лекарем нужно ещё и народ убедить в том, что князь-то малахольный. Поэтому злонамеренная парочка ежеутренне потчует жителей княжества пресс-релизами о состоянии здоровья его величества, сильно напоминающими ковид-сводки — те тоже были ежеутренними. Тем временем при таком подходе осваивать вскоре оказывается нечего — казна-то пустая. Виновных барон с лекарем находят тут же — дескать, оборонные расходы стали неподъёмными, а поэтому войско — распустить. Начать, иначе говоря, разрядку и разоружение. Ведь кругом — друзья, защищаться — не от кого, а герцог Рудольф Однорукий (Дмитрий Куличков) — милейший человек. Право, не фильм, а сказка.
О мелодиях и ритмах

Жанровое разнообразие «Горыныча» — разговор отдельный. Поют в киноновинке хорошо и много — здесь и хоровое исполнение, и чудаковатые песнопения, и забавные частушки. А встреча с княжной заставляет запеть даже героя Александра Петрова, лишний раз напоминая, что если армия и флот — дисциплинирующая сила, то любовь — одухотворяющая. Как бы там ни было, но в лице «Горыныча» кинопевческое искусство точно сделало шаг вперёд. Мелодии и ритмы зритель, может, и не запомнит, но слова и фразы точно останутся в памяти надолго.
Костюмированный мюзикл сменяется театральной постановкой, а театральная постановка перетекает в цирковой номер, но режиссёр со сценаристами пускают в ход далеко не только жанровое разнообразие. Характеризуется «Горыныч» и уверенным освоением хоть и не новых, но хорошо работающих кинематографических приёмов. Киносказка не только обманывает зрительские ожидания раз через раз, но и минирует кинопространство так, чтобы каждая мина сработала точно в назначенный срок. Впрочем, высокого мастерства от «Горыныча» стоило ожидать: та же команда сняла «По щучьему велению» (2023) и «Огниво» (2024) — сказочные фильмы, ставшие одними из самых кассовых в последние несколько лет.
В кино ходил Антон Соловьев

Увидеть все кинопремьеры недели на широком экране можно в спокойной и теплой атмосфере «Дома культуры» в «Тетрисе». Все киносеансы здесь dkkino.ru/afisha/ по 300 рублей. С расписанием можно ознакомиться на сайте «Дома культуры» dkkino.ru/afisha/.
Реклама. ООО «Дом культуры» ИНН 1000001905.
Продолжительность: 97 минут.
Год выпуска: 2025.
Дата выхода: 23 октября 2025 года.
Режиссер: Дмитрий Хонин.
Сценарий: Сергей Сельянов, Антон Златопольский, Александр Горохов.
Роли: Александр Петров, Виктория Агалакова, Александр Робак, Сергей Маковецкий, Алексей Филимонов, Роман Курцын, Сергей Епишев, Евгений Серзин, Дмитрий Куличков.

