Маркетплейс "Сделано в Карелии" – одна из форм помощи предпринимателям
30 апреля, Без политики
Поделиться

О новом региональном проекте – в интервью с директором Фонда венчурных инвестиций Республики Карелия Борисом Валитом.

фото: © Росквартал

– Борис Михайлович, что вы думаете о проекте Минэкономразвития Карелии по созданию маркетплейса "Сделано в Карелии"?

– Впервые об идее такого проекта я услышал в марте, когда меня пригласили в качестве эксперта поучаствовать в рабочей группе по его созданию и развитию. Идея мне очень понравилась, она достаточно инновационна, я бы даже сказал, что она по–хорошему революционна.

Да, маркетплейсов и в России, и в мире создана не одна сотня, и в этом, конечно, никакой новации нет. Но чтобы вопросы помощи малому и среднему бизнесу конкретного региона решались через создание специальной современной торговой площадки, такого я еще не встречал в нашей стране. 

Реализация такого проекта для регионального Минэка и Корпорации развития Карелии – достаточно смелый шаг, потому что до них такого еще никто не делал. Поэтому я бы рассматривал этот проект как необычный стартап, идея которого пошла не от бизнеса, а от органов власти, что в нашей стране редкость. Уже за такую смелость можно высоко оценить старт работы над площадкой.

– Некоторые СМИ и телеграмм–каналы критикуют маркетплейс за непроработанность и отсутствие важных, по их мнению, функции. Как вы это прокомментируете?

– Если мы рассматриваем этот проект как стартап, первая версия которого была выпущена всего за 3 недели, то важно понимать: первой версии нормально иметь недочеты и не все функции, которыми будет обладать итоговый вариант. Этот принцип излагается во многих современных пособиях по созданию стартапов и минимально жизнеспособных версий цифровых продуктов.

Даже великий основатель LinkedIn Рейд Хоффман выступал в поддержку такого подхода. Он говорил: "Если вам не стыдно за первую версию вашего продукта, вы запустились слишком поздно". Уверен, что в скором времени в маркетплейсе будут и возможность оплаты онлайн, и мобильная версия сайта, и индивидуальная настройка оформления "витрины" каждого продавца, и многие другие улучшения, направленные на создание удобства для продавцов и покупателей. 

Насколько я знаю, в планах у Минэка Карелии развивать эту площадку и оказывать еще больше поддержки малому и среднему бизнесу региона через маркетплейс. Помимо этого, по заданию Минэкономразвития уже сейчас разрабатывается масштабная рекламная кампания маркетплейса, которая также простимулирует сбыт товаров и услуг карельских предпринимателей.

– Было озвучено мнение, что подобную площадку можно сделать чуть ли не за 1 день. Что скажете?

– Оставлю эти заявления на совести дизайнера–программиста, который их озвучил. Создать непростую рабочую информационную систему за несколько дней, состоящую из ряда крупных отдельных модулей, которая бы учитывала все текущие и будущие требования по расширению и масштабированию, за один день? Вы уверены?

Важно также отметить, что технически это не просто интернет–магазин, а маркетплейс – множество магазинов и продавцов в одном месте. Как AliExpress, Wildberries или Ozon.

Мне в связи с этим вспоминается одна история, которая произошла в начале текущего года в Чехии. Суть была в следующем. Огромное количество различных СМИ распространило информацию с примерно таким заголовком: "Чешские программисты бесплатно написали сайт стоимостью 16 миллионов евро". Как и полагается, по законам жанра статья была написана в духе "государственные служащие хотели распилить бюджет, а честные люди со светлыми лицам им не дали это сделать".

К сожалению, в этих СМИ – вероятно, неумышленно – был опущен и искажен ряд ключевых деталей, вследствие чего исходная ситуация была весьма своеобразно передана. Оказалось, что десятки программистов на хакатоне за отведенное время не смогли сделать рабочую версию продукта, получился лишь прототип. У него отсутствовали документация, ключевые возможности интеграции с другими государственными системами. Целый ряд необходимых компонентов государственные органы должны были разработать сами, не соблюдались требования по безопасности и персональным данным, наблюдались прочие существенные недостатки. Кроме того, в эту сумму, 16 миллионов евро, была заложена поддержка на несколько лет, что также не учли "борцы за справедливость".

На пике этой истории, закупку, конечно же, отменили. В ситуации разобрались только спустя какое–то время, и закупку нормальной системы возобновили, но из–за поднятого шума сроки ее введения в эксплуатацию были отодвинуты на несколько месяцев. Таких историй много, почти все они связаны либо с некомпетентностью тех, кто их распространяет, либо с попыткой уколоть неугодных себе людей.

– Скажите, будет ли маркетплейс "Сделано в Карелии" актуален, когда закончится эпидемия и снимут ограничения?

– Читая свежие аналитические статьи в деловых изданиях, я прихожу к выводу, что мы – и Россия, и мир в целом – вступаем в эпоху серьезных вызовов и социально–экономических потрясений, когда использование онлайн–решений может серьезно облегчить быт и в условиях самоизоляции, и в обычной жизни. И даже те, кто еще вчера не имел привычки покупать товары и услуги через интернет, сегодня такой опыт уже приобрели и вряд ли от него откажутся. Поэтому интернет–торговля будет только развиваться и приобретать все новые формы. 

Создание такого маркетплейса – это одна из форм помощи предпринимателям Карелии, которая позволит им сэкономить на создание своего интернет–магазина. По моим оценкам, стоимость создания более–менее приемлемого интернет–магазина для микро– и малого бизнеса обойдется минимум в 100–150 тысяч разовых расходов, плюс ежемесячные платежи за хостинг и поддержку. Это, конечно же, без учета стоимости рекламы и продвижения.

Создавая маркетплейс, Минэк Карелии старался сделать так, чтобы размещение, публикация информации о компании и ее предложениях были полностью бесплатными, то есть все "капитальные издержки" правительство взяло на себя. Подобный шаг можно сравнить с созданием классической ярмарки, рынка или торгового центра, на который бесплатно пускают всех местных продавцов. Компаниям остается только красиво оформить свою "витрину", описать свои товары, назначить цену и указать условия оплаты и доставки. 

Как говорил Билл Гейтс: "Если вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе!" Да, у многих МСП уже есть свои сайты, через которые они продают свои товары и услуги. Но очевидно, что чем больше мест, в которых бизнес может разместить информацию о себе, тем лучше, это в любом случае повышает шансы на продажу.

Обсудить (0)



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение