И почему в малом и среднем бизнесе они становятся незаменимы.

Большие данные давно уже не айти-фантастика, а один из инструментов по развитию бизнеса. Отслеживая потребительские предпочтения, перемещение по городу и интернет-активность горожан, они помогают составить точное представление о потенциальной клиентуре и обращаться именно к целевой аудитории. Причем доступ к соответствующим сервисам сегодня так же прост, как и замена sim-карты или выбор нового тарифа.
Убедиться в широкой доступности и высоком КПД больших данных смогли участники бизнес-форума «Карелия 2025», с 18 по 20 сентября прошедшего в Петрозаводске.
Всевидящее око
Первыми большие данные взяли на вооружение банки, розничные сети и телеком-операторы. Освоив новый инструмент, они сумели решить до сих пор нерешаемую задачу — по автоматизации индивидуального подхода к клиенту. Вскоре по протоптанной тропинке за первопроходцами последовал малый и средний бизнес. И неудивительно — соблазн получить исчерпывающий портрет потенциальных клиентов и наконец-таки найти путь к сердцу каждого из них действительно велик.
— Мы располагаем ключевыми характеристиками абонентов — социально-демографическими и геолокационными данными, а также данными о предпочтениях, — поясняет директор петрозаводского филиала мобильного оператора «T2» Андрей Зыкин. — Цифровая платформа нашей компании позволяет собирать данные по 60 аналитикам цифрового поведения абонентов. Причем мы единственные, кто наблюдает за активностью своих пользователей в круглосуточном режиме — разумеется, в обезличенном формате. Собранные данные как раз таки служат основой для эффективной и точечной коммуникации с клиентом.
Вопреки широкой популярности мессенджеров, наиболее эффективным каналом коммуникации остаются sms-рассылки. Во-первых, наиболее важную информацию абоненты по-прежнему получают в sms-сообщениях — будь то уведомления о поступлении денег на счет или предупреждения от госорганов. Отсюда приоритетность и статусность sms-канала. Во-вторых, больше половины абонентов проверяют sms-сообщения чаще 11 раз в день — причем всплеск проверок наблюдается в дни зарплаты. И в-третьих, малый и средний бизнес активно прибегает к sms-рассылкам с целью расширить аудиторию и стать ближе к клиенту. Таковы результаты телеком-аналитики, добавляет Андрей Зыкин.
Как, что и у кого
В портфолио у мобильного оператора множество примеров, когда большие данные кратно повысили выручку или расширили аудиторию. Так, одному из частных детских садов грамотная аналитика позволила провести выборку и укомплектовать штат сотрудников. Если говорить о розничной торговле, то благодаря таргетированному подходу магазин обуви смог сфокусироваться на целевой аудитории и увеличить объём продаж вчетверо. И ещё один пример — из сферы услуг. Одному из популярных сервисов доставки блюд sms-информирование позволило также кратно повысить число заказов.
— Иначе говоря, большие данные помогают в поиске как сотрудников, так и клиентов, — резюмирует Андрей Зыкин. — А соответствующая аналитика — мощный инструмент, которым мы можем воспользоваться должным образом.
Причем цифровую услугу малый и средний бизнес может получить под ключ, а сопровождение клиента телеком-оператор обеспечит на каждом этапе решения бизнес-задачи. Так, сначала эксперты компании настроят те параметры контроля, которые интересны бизнесу, а затем создадут и запустят sms-рассылку. Как и сбор данных, осуществляться она будет автоматически, но все организационные вопросы по-прежнему останутся в ведении человека. Менеджер компании всегда на связи с клиентами, и беспокоится им попросту не о чем.
Цифровой вклад
По решаемым задачам большие данные во многом пересекаются с маркетинговыми исследованиями, но обладают двумя неоспоримыми преимуществами — во-первых, точностью и надёжностью результатов, а во-вторых, доступностью. Изучение рынка — работа дорогостоящая, и малому бизнесу часто недоступная. Аналитика же больших данных в силу автоматизации процесса на порядок дешевле. По такому же принципу автоматизации работают все ИТ-платформы, вклад которых в экономику становится всё заметнее.
— Цифровые сервисы в республике находятся на высоком уровне развития — и во многом благодаря ПетрГУ, выпускающему ежегодно порядка 300 специалистов в ИТ-сфере, — отмечает заместитель председателя правительства РК по вопросам экономики Олег Ермолаев. — Поэтому в нашем регионе могут решаться задачи, непосильные другим регионам. В республике также развито ИТ-сообщество, и как на крупных предприятиях, так и в малом бизнесе активно внедряются цифровые сервисы. Это позволяет быть первыми в конкурентной борьбе, повышать производительность труда и уходить от рутины, автоматизируя целый ряд процессов. Высокий уровень цифровизации делает регион привлекательным и в плане инвестиций.
Большие данные следуют в фарватере цифровизации. Они позволяют руководителям предприятий принимать верные решения и быстрее адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям, добавил Олег Ермолаев. Сначала covid-ограничения, а затем внешние санкции стали теми испытаниями на прочность, выдержать которые помогли отчасти высокие технологии.
— Развитие и использование цифровых сервисов становится определяющим фактором успеха малого и среднего бизнеса сегодня, — подчеркнул управляющий Карельским отделением Сбербанка Константин Виноградов. — Цифровые технологии позволяют компаниям повысить эффективность, оптимизировать процессы, сократить издержки и расширить клиентскую базу. Среди востребованных цифровых продуктов, которые пользуются спросом: онлайн-банкинг, CRM-системы и облачные решения, разнообразные маркетинговые инструменты и образовательные программы. Широкий спектр инструментов и услуг помогает предпринимателям адаптироваться к современным условиям и добиваться устойчивого роста.
Реклама. ООО «Т2 Мобайл». ИНН 7743895280