РЕКЛАМА
«Нескучное место»: в Петрозаводске появилась учебная мастерская для детей с особенностями
Сегодня Обществоведение
Поделиться

Родители особенных детей создали в Детском юношеском центре Петрозаводска «нескучное место». Это инклюзивная площадка, где подростки могут не просто проводить время, а отрабатывать навыки.

фото: © «Столица на Онего»

«Нескучное место» — это площадка, где дети с ментальными особенностями развития, в том числе с аутизмом, могут при помощи наставников научиться шить, готовить, столярничать, высаживать растения, убирать. Это пока не мастерские вроде тех, что существуют в Москве, Санкт-Петербурге и маленькой Кондопоге, где люди с инвалидностью трудятся.  Но идея та же. И в Петрозаводске это пока единственная такая площадка.

«Столица на Онего» побывала на открытии и пообщалась с создателями, педагогами-наставниками и подростками.

Большая сцена для выступлений, костровище для теплых посиделок, барная стойка для проведения кулинарных мастер-классов — автор инклюзивного проекта Наталья Никулина показывает нам обновленное дворовое пространство ДЮЦ. Строили, говорит, профессионалы, но помогали подростки, участвующие в проекте. Прибивали, прикручивали, красили, а еще под присмотром педагога Натальи Васильевой шили скатерти, флажки, фартуки, вместе со Златой Локтюшевой и Сашей Дударевой создавали керамическую посуду. Конечно, не все получилось сразу.

 

— Мы три дня с ними учились брать ножницы в руки и вырезать. Сначала у них не получалось ровно, но сейчас они уже начали полотенца шить, фартуки.То есть они все работают на пространство, все делают, чтобы красоту навести. Они видят результат, где это применяется. Для них это ценно, потому что они понимают, что они уже переходят из ранга дети в ранг взрослого.

 У кого-то не получается шить вручную из-за напряжения в руках. Но у него получается что-то делать другое. Кто-то на утюге хорошо, потом мы его гладить чаще ставим. То есть мы пробуем вначале везде, ищем дело, в котором они будут более успешны. К примеру, у нас был мальчик, у которого ничего не получалось. Я не понимала, почему, а оказалось, что он чисел не знает, поэтому и линию не мог начертить. То есть мы ищем те сильные стороны, где они будут успешными и даем им возможность выражать себя в этом. Благодаря этому опыту они видят, что можно что-то еще попробовать. И они пытаются это делать в разных областях, — говорит Наталья Васильева.

На открытии новой площадки присутствуют все участники проекта. 18-летняя Надежда в этот день работает в зоне кухни — выдает угощение гостям, еще недавно она не умела ничего, говорит мама. Сейчас сама делает завтрак, помогает с ужином. И с удовольствием спешит в ДЮЦ, где ее и научили готовить, шить — поверили в нее.

 — Она была очень неусидчивая девочка. Раньше она возьмет-бросит, возьмет-бросит. А теперь она прямо, если что-то взяла, то хочет увидеть готовый результат. То есть она меняется. Когда они строили кафе, красила доски, я была в шоке, как аккуратно у нее получается. Сейчас она находится в центре с сопровождаемым проживанием, тоже пробует учиться самостоятельности. Она готовит ужин на компанию ребят, которые живут все вместе. Динамика сумасшедшая после именно этого проекта, я очень довольна. То есть все возможно. У всех детей, конечно, разные степени сложности, но все получается, если этим заниматься монотонно, систематически, — говорит мама Надежды Татьяна Горлова.  

 

— Надя за машинкой до этого никогда не сидела. И когда она села, даже вручную шить, она очень сильно отвлекалась. Продолжала давить на педаль, а голова отвернулась, и половина изделия было испорчено. Плакала и шила снова. Теперь она уже начала контролировать себя, контролировать процесс. Это просто высший пилотаж. У нее классно идет работа на утюге, она видит, как разглаживаются складочки, видит результат, и ей очень нравится. Если первые работы мы шили полгода, то сейчас мешочек можем сделать за занятие.  За год большой прогресс у нее, я прям вижу. И мне нравится, что она не теряет интерес. Она спрашивает, а когда следующее занятие, просит домашнее задание.

 

— А родители благодарят?

— Некоторые родители просто не верили в своих детей, не думали, что у них может получиться. Легче самим было что-то за них сделать, нежели потратить силы, время и терпение, чтобы научить. Вода камень точит. Тут тоже самое — долгий процесс. И вот когда они увидели результат, мне кажется, родители по-другому стали смотреть на своих ребят. Они сами внешне и внутренне поменялись.  Если раньше были всегда в состоянии вечного стресса, то сейчас стали отпускать ситуацию, — рассказывает Наталья Васильева.

Надя освоила швейную машину, а Стас Савицкий здесь впервые взял в руки шуруповерт. Под присмотром наставника. Говорит, не сложно. Дома видел, как работает папа. Здесь просто повторил и все получилось.

— Тебе нравится делать что-то своими руками?

— Да, потому что мне это расслабляет, это снижает стресс.

— Ты теперь и дома помогаешь?

— Посуду в посудомойку складываю и снимаю после мытья. За сестрами присматриваю. Пылесошу.

Есть много действий, которые люди с ментальными особенностями вполне могут освоить. К примеру, в ДЮЦ они готовят еду и варят кофе. Запоминают алгоритм и потом четко следуют инструкции: вслух считают, сколько ложек кофе надо класть. Не каждый хорошо говорит и может рассказать о своем трудовом опыте. За них это делает выполненная работа.

— Конечно, сразу после проекта все они не смогут трудоустроятся, мы это понимаем, но формирование трудовых навыков и умение трудиться не происходит мгновенно, -это многолетний труд. Тем более, что у этих ребят чаще всего опекаемая ситуация. Их очень многие воспринимают, что он особый, значит, скорее всего, пусть он посидит, пусть он полежит, пусть он ничего не делает, он, наверное, не сможет. И в этой опекаемой ситуации они живут, и, вырастая, некоторые себя детьми считают. Мы понимаем, что в любом случае это ненормально. Даже, если он не пойдет работать, даже если мы будем говорить просто о занятости, а не о трудоустройстве, человек должен себя чувствовать соответственно возрасту. И, кроме того, у него появится больше возможностей и шансов быть включенным в общество, — рассказывает автор проекта Наталья Никулина.

— Можно назвать ваше нескучное место аналогом площадок, которые работают в городах российских?

— Мы себе в пример ставим инклюзивную мастерскую «Простые вещи» в Санкт-Петербурге, инклюзивное кафе «Разные зерна» в Москве, где люди с разными диагнозами работают вместе: создают дизайнерские вещи на заказ или готовят еду для участников массовых мероприятий — проводят кофе-брейки. Делают это четко и слаженно, — говорит Наталья.

В день открытия нескучного места участники проекта с особенностями в развитии тоже готовили еду для гостей. И в планах сделать его рабочей площадкой, где будут проводить различные городские мероприятия, а ребята обеспечат их сопровождение. Конечно, с помощью наставников.

 

На открытие приехали создатели мастерских для людей с инвалидностью в Кондопоге. Психиатр Роман Унукайнен создал их несколько лет назад. В них работают не подростки, а взрослые люди.  

 — Такие площадки, где вместе получают удовольствие, смеются, радуются жизни обычные ребята и нейротипичные — это очень важно, — говорит Роман Унукайнен. — Есть такая тенденция превращать мероприятия с людьми с инвалидностью в такие резервации, где как бы они сами для себя. Но будущее, думаю, за настоящей инклюзией. То есть, когда обычные люди и особенные вместе организуют, проводят и радуются мероприятиям. Я президент кондопожской организации «Преодоление». У нас около десятка досуговых направлений и четыре инклюзивные мастерские — кожевенная, керамическая, швейная и полиграфическая. Сейчас у нас уже трудоустроено 5 ребят с инвалидностью в нашей мастерской. И вот такая их полноценная, нормальная трудовая занятость — это одно из наших направлений деятельности.— Как к вам пришла эта мысль, что возможно это, что люди с ментальными и другими особенностями развития будут выполнять работу и смогут создать изделия?

— Мы не пионеры, во многих краях нашей необъятной родины ребята трудятся в мастерских и делают очень классные вещи и придают им свой особый взгляд на искусство, который позволяет и обычным людям посмотреть на эту жизнь гораздо шире. У нас сейчас около пяти магазинов сувенирных, берет нашу продукцию внучка питерская «Газпрома»: уже третий год у нас заказывают новогодние подарки для своих сотрудников — это обычно какой-то керамический символ года, открыточка и какой-нибудь мешочек. Мы ставим спектакли. — А какие диагнозы у ваших подопечных?

— Это люди с ментальной инвалидностью, то есть там у нас есть и шизофрения, и умственная отсталость, и эпилепсия — спектр достаточно высок. Тем не менее ребята справляются и очень ценят то, что мы им дали эту возможность. Сейчас мы будем делать четыре истории успеха наших ребят-подмастерьев. Я уже отснял их. И мастера с большой любовью и нежностью говорят о проекте, потому что они стали им полноценными помощниками. И сами ребята говорят, что для них значит эта работа, — говорит Роман Унукайнен.

Роман познакомил нас  с Александром Герасимовым. Он уже несколько лет сотрудничает с мастерскими, а раньше, как многие люди с инвалидностью, просто сидел дома.

— Я рисовал, психолог заметил, что я рисую и предложил провести выставку. Сначала я испугался, а через год согласился.  А еще я был у нас в караоке, люди узнали, что у меня голос есть и слух, и вот я петь стал на 9 мая на площади Ленина. Занимаюсь в театральной студии и работаю в мастерских. Мне нравится керамическая и кожевенная. А недавно стал в швейной мастерской работать. И так постепенно, постепенно понял, что я многое умею, если захочу, что научиться может каждый человек, если хотеть просто. Вот многие люди с особенностями в развитии просто дома сидят, телевизор смотрят, в планшете. Я вот занимаюсь каждый день. Сегодня швейная у нас была, вчера была керамика и кожевенная и так далее, делится Александр.

Кондопожская мастерская — уникальный пример для Карелии. Там трудоустраивают взрослых людей. А «Нескучное место» — по сути тоже мастерская, но для подростков. К ее созданию в ДЮЦ шли несколько лет, реализуя с помощью Фонда президентских грантов проект за проектом, привлекая все новых педагогов, готовых работать с особенными детьми, быть их наставниками, верить в них.

И это точно не на словах, как часто бывает у чиновников. На днях в ДЮЦ собрались участники еще советского клуба «Товарищ» — более 50 человек. Угощали их подростки, участники проекта. Дружно нарезали овощи и колбасу для салатов, наполняли термопоты, пекли печенье и калитки. Под руководством взрослых, следуя четким инструкциям и алгоритмам, но  в то же время самостоятельно.

 Автор: Любовь Трофимова

 

Обсудить (0) в ленту



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Подписывайтесь на наш Дзен!
Подписаться

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение